Четверг, 26.12.2024, 15:50Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ - Жизнеописание - 4


К этому времени в Петербург поступили многочисленные жалобы, как от Баранова, так и от иноков, друг на друга. Для того, чтобы разобраться в сложившейся ситуации, Святейший Синод отправил в Америку инспектировать деятельность миссии иеромонаха Александро-Невской Лавры Гедеона (Гавриила Федотова). Со стороны РАК инспектировать колонии должен был камергер двора Н. П. Резанов - зять Г. И. Шелихова, один из учредителей РАК. В наставлении, которое получил о. Гедеон перед отправлением в Америку, ему предписывалось: "В светские дела и обстоятельства ни под каким ведомом не вмешиваться". В Америку о. Гедеон и Н. П. Резанов отправились на кораблях первой русской кругосветной экспедиции, о. Гедеон на "Неве", а Резанов на "Надежде".
Во время плавания о. Гедеон получил от Н. П. Резанова инструкцию следующего содержания:
"...С особливым почтением обращаясь к апостольскому званию, вами столь ревностно на себя принятому, уверен я, что по приходе в Америку исполните вы наилучшим образом высочайшую волю всемилостивейшего нашего государя, пекущегося о распространении православной христианской веры к собственному американских жителей благополучию, что, очистя от предрассудков умы их, насадите вы в сердцах их правила истинного богопочитания и что, удаляя кротким образом всякое суеверие, истинною религией нетерпимое, приуготовите вы их к общежитию, покажете им обязанность их в отношении к государю и ближнему и сделаете добрых сынов России. Успех в сем важном преобразовании обещает бессмертную славу, благоволение государя и признательность позднего потомства.
По прибытии в Америку старайтесь ласковым обхождением снискать любовь тамошнего начальства и всех жителей, содействуйте первому всеми мерами, к утверждению между россиянами и американцами доброго согласия, и внушите обоим племенам, что оба они составляют теперь один народ российский, что оба они сыны одного государя...
Вашему преподобию известно, что в счастливых днях наших просвещение в России есть главный предмет человеколюбивого ее обладателя. Соответственно сим великим намерениям поручаю я вам принять в особое ваше попечение кадьякскую школу и образовать из оной правильное училище, к чему, по сделанным от меня кадьякскому начальству предписаниям, получите вы все зависящие от него способы. Ежели юношество там будет обучено уже грамоте, то дайте им истинное понятие о Законе Божием и естественном, займитесь, между тем, показанием им правил правописания, арифметики и положите первоначальные основания прочим наукам.
Хлебопашество, скотоводство и прочие хозяйственные заведения, хотя и не принадлежат к предметам вашего преподобия, но я вас как мужа просвещенного покорнейше прошу, ежели по которой-либо части имеете вы сведения, то не оставить начальство тамошнее вашими советами и содействовать к общей пользе и благосостоянию края" [19].
На Кадьяк иеромонах Гедеон прибыл в июне 1804 г. и возглавил миссию, он сразу же решил восстановить деятельность школы. Школа, созданная архимандритом Иоасафом, просуществовала до осени 1801 г., в ней преподавал о. Нектарий. В марте 1805 г. школа была вновь открыта, учащиеся, около шестидесяти человек, были разделены на два класса. Учеников обучали: краткому катехизису, священной истории, чтению, письму и арифметике. Кроме того, кадьякских алеутов обучали навыкам земледелия: сажать, полоть и собирать овощи. Обучение огородничеству начиналось весной и заканчивалось осенью, таким образом, учащиеся присутствовали, как при посадке овощей, так и при сборе урожая. В августе в школе состоялись публичные экзамены и Н. П. Резанов наградил наиболее отличившихся учеников. Тогда же о. Гедеон пытался привлечь к преподаванию математики в школе промышленника Борисова, но получил резкий отказ от заместителя Баранова, Баннера, который грубо напомнил, что он не имеет права вмешиваться в светские дела и, укоряя его в самовольстве, грозил неприятностями с начальством.
В 1806 г. покинул Кадьяк и выехал в Россию о. Нектарий, всегда отличавшийся слабым здоровьем. Он выехал в Петербург, но не доехал до столицы. Отец Нектарий скончался 11 декабря 1808 г. и был погребен в селе Гонбы, Мамлышского благочиния, Вятской епархии.
Что касается бракосочетаний между русскими и местными уроженками, то они происходили только в том случае, если жених в присутствии трех свидетелей подтверждал, что у него в России не осталась жена. Однако, после прибытия Н. П. Резанова на Кадьяк в марте 1805 г., последний вообще запретил браки между русскими и местными уроженками, если русские не изъявляли желание остаться в Америке навсегда. Всего русско-аборигенных семей, пожелавших остаться в Америке навсегда, было в 1805 г. немногим более тридцати. Однако, практически все русские, которых к этому времени было на Аляске более 300 человек, имели наложниц из местных уроженок. Отчасти, это объясняется тем, что на Камчатке, откуда прибывала значительная часть русских, на тридцать мужчин приходилась только одна русская женщина. Поэтому на Кадьяке в начале XIX века было большое количество незаконнорожденных детей. Летом 1806 г. Н. П. Рязанов покинул Америку, и с этого времени снова стали официально регистрироваться русско-аборигенные браки.
В апреле 1807 г. в школе состоялись очередные экзамены. Наибольших успехов добились ученики: Парамон Чумовитский, Алексей Котельников, Иван Кадьякский и Христофор Прянишников. Всем им была выдана денежная премия за отличную учебу.
Со временем у отца Германа установились хорошие взаимоотношения с А. А. Барановым; как истинный христианин он всех любил и всех прощал. Также и все население Павловской Гавани любило и уважало отца Германа, особенно его любили дети. Стоило отцу Герману показаться на улице, как дети бежали к нему со всех сторон и просили рассказать сказку или какую-нибудь историю. О. Герман мало знал сказок, но зато хорошо знал жития святых, которые и рассказывал детям с такой умильной простотой и свежестью, что детям никаких сказок не нужно было.
В 1807 г. иеромонах Гедеон отбыл на Камчатку для инспекции тамошних церквей, а затем, в 1809 г. прибыл в Петербург. Главой миссии на Кадьяке он решил назначить отца Германа. Сообщая об этом назначении, о. Гедеон писал в письме к А. А. Баранову от 17 мая 1807 г.:
"... Смотрению же монаха Германа от бывшего епископа как вверены были весь дом, имущество и экономия, равно поручены были его попечению и оставшиеся здесь духовные, велено поступать с ними по его рассуждению, решительно отказывать в их прихотях и располагать всем особенно представлено его воле, сообразно обстоятельствам, какие встретиться могут.
По таковым причинам и я, при настоящем моем отъезде в С.-Петербург, с особливым почтением обращая взор мой к великим достоинствам и редким ума и сердца качествам сего просвещенного, опытного, трудолюбивого и пречестнейшего отца, в полном уверении, что от (его) ревности, бдительности и проницательности ничего упущено не будет.
С вожделением и совершенным удовольствием поручаю ему начальство здешней духовной миссии, к кому да благоволите вы, милостивый государь, что только надлежит иметь по духовной части, относиться и делать ему всевозможное пособие к пресечению каких-либо могущих случиться неблагопристойностей.
О таковом моем нелицеприятном избрании не примину я, по долгу моему, донести Святейшего правительствующего Синода первенствующему члену, Высокопреосвященнейшему митрополиту и кавалеру Амвросию; а более, признаюсь вам искренно, меня в оном избрании утешает и ободряет, что я о сем кроткости, тихости и смиренномудрия преисполненном и миролюбивом старце весьма часто имел удовольствие слышать великую похвалу от вашего высокоблагородия... Сия-то похвала важнее для него прочих похвал" [20].
Отцу Герману иеромонах Гедеон оставил подробную инструкцию, датированную 11 июня 1807 г., и короткую записку:
"Преподобный отец Герман!
Отправляясь теперь в С.-Петербург по долгу моему, непременно нужным признал поручить вам начальство Америко-Кадьякской духовной миссии, о чем я уже уведомил е. в-дие г-на коллежского советника и Главного правителя здешних областей, Александра Андреевича Баранова. Вам же, сверх личных моих с вами объяснений, к лучшему устроению и на письме объявить мои мысли обязанностью почитаю.
1) Зная ваши достоинства и благодетельную о пользе здешнего края ревность, лестною питаю себя надеждою, что не оставите вы опытными своими наставлениями вкоренить в сердца россиян и американцев правила благочестия, христианские добродетели и дружественную между обеими племенами связь. Известно вам, что духовных есть первый долг показывать образ христианской святости в житии своем; то я не сомневаюсь, что вы употребите должное им к тому руководство; особенно в. п-бию предлежит, да и всяк в должности, в какую он призван, пребывать радетельно, честно и богоугодно.
2) Во всей здешней церкви находится великая течь, о чем прежде от меня была уведомлена Кадьякская контора; то ваш долг еще настоять теперь о перекрытии ее. Ризницу, утварь и книги, для отправления службы Божией необходимые, от вас зависит, поручить смотрению или иеромонаха Афанасия, или монаха Иоасафа, и о тщательном всего того сбережении особое имейте попечение.
3) По приезде моем с удовольствием приметил я в экономии вашей редкую умеренность и примерное хозяйство, как верные способы к сохранению хлеба... равно и в прочем имуществе, будучи совершенно уверен, что вы не опустите всего того, что только по сему предмету может завесить от ревности вашей...
5) По прибытии моем на "Неве" в дикообразный и удаленный сей край первое воззрение как на суровость климата, так и на нагую грубость природы сотрясало все мои чувства ужасом, но когда увидел вожделенные плоды ревностных ваших успехов в ласковом с американцами обращении и в производимыми чрез них земледелии и хозяйственной экономии, тогда неожидаемая таковая случайность наполнила дух сладким спокойствием. Да и е.п-во (Н. П. Резанов) по приезде своем, с подобным взирая удовольствием на таковые ваши в диковидной сей стране произведения, к большему еще поощрению лично при вас наградил приласканных вами американцев за их к вам послушание в трудолюбии. Потом для образования края сего признал за лучшее во основание положить три начала: 1 - земледелие, 2 - просвещение, 3 - разумножение народа - и просил меня напрягать к тому всех умы, чтобы скорее можно облагодетельствовать край сей.
То и я с моей стороны при отъезде моем вам, как оные начала уже положившим, напоминаю иметь еще большее о том попечение, почитая излишним о сих подробностях объяснять вам, яко довольно в том опытном. Помощь же в оном можете получить от компании, о чем от е. пр-ва уже конторе предписано, а от меня сообщено его в-дию Александру Андреевичу Баранову.
6) С удовольствием поручаю особенному в. пр-бия попечению заведенное мною Российско-Американское училище. В первом отделении дети должны обучаться чтению, письму, и краткому катехизису, во втором грамматике, арифметике, священной и светской историям и географии. Кроме наук, не забывайте предметы, относящиеся к хозяйственной части, занимайте, вместо отдыха, как приуготовлять огороды, садить и сеять овощи, полоть, собирать нужные травы, коренья и удить рыбу.
Установленный в училище порядок должен быть и впредь сохраняем, наставление там от меня оставлено. Учителем призван Иван Кадьякский, товарищем его Христофор Прянишников и помощником при них Алексей Котельников. Парамону Чумовицкому при вспомоществовании других вверено собирание словаря алеутского языка и сокращенное начертание грамматики того же языка, он должен быть и переводчиком при вас. Также за отрядом учеников земледелия имейте должное смотрение и прилежание. Зависящие к тому способы компании имеет долг доставить вам. Более всего потщитесь напоить юные сердца их правилами веры, страха Божия и всей нравственности, за преступления наказывайте. Любовь ваша ко всему благому не дозволяет мне сумневаться, что все сие от вас наилучшим образом исполнено быть имеет.
7) Содержание ваше, по уверению е. пр-ва (как и вам известно), представлено попечению здешнего правителя, о чем и я, с моей стороны, просил его. Для лучшего порядка, требования ваши должны быть на одно ваше лицо.
8) Паче всего старайтесь сохранить между братствующими мир, тишину и согласие. Я надеюсь, что монах Иоасаф, яко ваш духовный сын, не пренебрежет ваших наставлений, но иеромонах Афанасий, конечно, будет вам тяжел... Вы, яко опытный и искусный духовный врач, сохраните во всем должную меру. Я же, со своей стороны, прошу и молю Всевышнего даров дателя да ниспошлет вам сию крепость, во еже творити и деяти о благоволении его и проч." [21].
"Преподобный отец Герман!
Оставшиеся мои книги вручаю попечению вашему, также и прочие вещи. Прошу хранить их впредь, до обратного моего приезда.
Александро-Невской Лавры Соборный иеромонах Гедеон 1807-го года июня 11 -го дня. Св. Павл. Гавань" [22].
Покидая Америку, отец Гедеон взял с собой одного из лучших учеников - креола Прокопия Лаврова. Предполагалось, что после обучения в духовной семинарии, он вернется на Кадьяк.
П. Лавров получил образование в Санкт-Петербургской духовной семинарии и был посвящен в сан священника. В 1810 г. он был отправлен, за счет РАК, через Сибирь в Америку. Во время этого путешествия, он подвергся большим притеснениям от служащх компании. Осенью он сел на судно РАК "Св. Мария Магдалина", которое шло из Охотска на Кадьяк, но из-за плохого состояния это судно смогло достигнуть только Камчатки, где и осталось на зимовку. Здесь П. Лавров подал рапорт архиепископу Иркутскому, в котором просил оставить его служить в Иркутской епархии, что и было ему разрешено, несмотря на то, что Церковь очень нуждалась в таком священнике на Кадьяке, т.к. ему было только 25 лет и он знал язык кадьякских алеутов. Сначала П. Лавров служил на Камчатке, а затем в Якутске и Иркутске [23].
Что касается о. Гедеона, то, возвращаясь в Россию, он посетил Алеутские острова в июле 1807 года. На острове Уналашка он крестил 141 ребенка и повенчал 40 пар, и отметил в своих записках, что алеуты "знают и благоговейно почитают все праздники, с крайней охотою и любовью слушают внушаемые им наставления и оные самим делом исполняют". В это время на соседнем острове Умнак находилась часовня Святителя Николая. Она была построена алеутами под руководством тоена Ивана Глотова, он сам отправлял в ней утренние молитвы и часы в воскресные и праздничные дни.
Прибыл о. Гедеон в Петербург в 1809 году. Он был назначен наместником Александро-Невской лавры, затем был настоятелем Сковородского и Иверского монастырей, в 1821 году ушел на покой в Коневский монастырь. В 1834 г. переселился в Андрусовскую Николаевскую пустынь Олонецкой епархии, где скончался 1 ноября 1843 г. в возрасте 73 лет.
Таким образом, с 1807 г. отец Герман стал возглавлять Кадьякскую миссию, в его подчинении находились монах Иоасаф и иеромонах Афанасий. "Сей-то монах был и достойнейший член миссии благочестием и умом он перед всеми отличался и в самом деле управлял миссией, будучи простым монахом" [24].
После отъезда о. Гедеона количество учеников в школе значительно сократилось, еще весной 1807 г. компания отправила на различные работы около 60 учеников, так как их было нечем кормить. У отца Германа осталось около 20 мальчиков, которых он обучал земледелию на острове Еловом. Зимой он их учил чтению, письму, закону Божиему, священной истории и церковному пению, но и это количество учеников постепенно сокращалось, и в 1811 г. школа практически прекратила свое существование. У миссионеров остался лишь один переводчик - Парамон Чумовицкий, алеут из селения Карлук, и несколько мальчиков - певчих.
Несмотря на то, что деятельность школы оказалась непродолжительной, многие креолы получили в ней начальное образование и впоследствии работали в РАК на должности приказчиков, бухгалтеров, начальников редутов. Что касается местного населения, то его практически впервые целенаправленно стали обучать русскому языку и навыкам земледелия.
Вскоре после отъезда о. Гедеона иноки разделились: монахи Герман и Иоасаф остались служить в Павловской Гавани, а иеромонах Афанасий, в поисках уединения, переселился на остров Афогнак, где находится одиночка компании, в которой проживало около двадцати человек.
О жизни о. Германа после 1807 г. мы можем составить представление по нескольким письмам его и к нему, которые и приводятся ниже с необходимыми пояснениями.
Алитак, Карлук - названия алеутских селений на о. Кадьяке и вблизи его, Малиновская - одиночка на острове того же имени.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz