Воскресенье, 25.06.2017, 22:00Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Календарь

«  Июнь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Иннокентий (Вениаминов) (Иван Евсеевич Попов)

Иннокентий (Вениаминов) (Иван Евсеевич Попов)

Святитель Иннокентий (Вениаминов, 26 августа 1797, село Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии - 31 марта 1879, Москва) митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки.



Общие сведения

Выдающаяся миссионерская деятельность святителя Иннокентия (Вениаминова) (1797-1879) в Америке и Сибири, к сожалению, не получила широкой известности на его родине — в Прибайкалье. Между тем, она далеко выходит за рамки церковной: окрестив около 10 тысяч человек, святитель Иннокентий известен также как мореплаватель, крупный ученый-натуралист, составитель алфавита и грамматики алеутского, якутского языков. Пешком, на собачьих и оленьих упряжках двигался он от одного стойбища аборигенов к другому, изучал их языки, обычаи, составлял для них словари, давал им письменность, строил храмы. Помимо просвещения он обучал американских и сибирских туземцев кузнечному и плотницкому ремеслам, научил их прививать оспу.

Миссионерский путь Иннокентия Вениаминова, впоследствии — митрополита Московского и Коломенского, пролёг через Якутию, тихоокеанское побережье, Алеутские острова и Аляску. Наверное, это был единственный в России священнослужитель, которому корабли юного тихоокеанского флота салютовали из орудий. Святитель принимал непосредственное участие и в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьева-Амурского по Амуру, и в подготовке Айгунского договора, по которому Приамурье окончательно с 1858 года стало частью России.

В 1977 году, спустя почти век после смерти святитель Иннокентий (Вениаминов) причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.

Память совершается:

  1. 31 марта (13 апреля);

  2. 10 (23) июня — Собор Сибирских святых;

  3. 23 сентября (5 октября) — прославление;

  4. 5 (18) октября — Собор Московских святых;

  5. Третья неделя по Пятидесятнице — Собор Санкт-Петербургских святых.

Биография

Пропо​ведник

26 августа 1797 года в селе Анга Иркутской губернии у пономаря церкви святого Ильи Пророка Евсевия Попова родился сын Иван. В девять лет он был привезен в Иркутск и определен в духовную семинарию. В 1814 году Иван Попов стал Вениаминовым, в честь умершего в том году епископа Иркутского Вениамина (Багрянского). В 1817 году, за год до окончания семинарии, Иван Вениаминов вступил в брак и был посвящен в диакона Иркутской Благовещенской церкви.

В начале 1823 года Иркутский епископ Михаил получил предписание от Святейшего Синода послать священника на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев. Доброволец долго не находился. Ни отец Иоанн, ни другие священники, ехать не хотели, боясь расстояний и суровых условий. Но, прослышав от одного выходца из тех мест об усердии алеутов к молитве и слушанию Слова Божия, 27-летний диакон Иоанн немедленно загорелся желанием ехать. Слезы и уговоры супруги не изменили его решения…

7 мая 1823 года вместе с женой, годовалым сыном, престарелой матерью и братом отец Иоанн отправился в трудное, полное лишений путешествие, которое продлилось больше года. Вниз по реке Лене они доплыли на барже до Якутска, затем верхом на лошадях преодолели путь в тысячу верст до Охотска. Плавание оттуда до острова Уналашки показалось сибирякам самым легким.

Первой заботой отца Иоанна на новом месте служения стало построение храма, что оказалось делом нелегким: никто из туземцев работать не умел. Будучи искусным плотником, столяром, механиком, он обучил этим ремеслам алеутов. В построенном храме многое, как например, престол и иконостас, было сделано руками самого отца Иоанна. С распространением христианства среди алеутов стали прекращаться многоженство и внебрачное сожитие, а также ритуальные убийства. Даже ссоры и драки стали происходить редко, а междоусобия, сильно распространенные до того, совсем прекратились.

Изучив язык и быт алеутов, отец Иоанн изобрел азбуку и перевел Катехизис и Евангелие от Матфея. Туземцы с большой радостью стали усердно учиться грамоте. Проповедуя Слово Божие, отец Иоанн Вениаминов часто бывал и на других островах, преодолевая расстояния на утлой лодке в холод и непогоду. По своим наблюдениям за природными явлениями он составил «Записку об островах Уналашкинского отдела». Хорошо изучив фауну островов, он даже давал ценные советы русским промышленникам относительно охоты на морских котиков, для умножения стада этих ценных животных.

За десять лет на Уналашке отец Иоанн Вениаминов обратил в христианство всех жителей острова. За праведные труды он был награжден наперсным крестом и переведен на остров Ситху, в Новоархангельск — административный центр русских владений в Северной Америке, для просвещения другого народа — колошей. Они сильно отличались от алеутов и к русским относились с большим подозрением. Такое отношение изменилось, когда на острове началась эпидемия оспы. Колоши отказывались принимать прививки и массово гибли. Русские и алеуты при этом оставались невредимыми. Это заставило и колошей просить о помощи, и после своего спасения они перестали смотреть на русских как на врагов.

Постриг

Проведя на Ситхе пять лет, отец Иоанн решился отправиться в Петербург хлопотать об увеличении числа священников и дополнительных средствах. Взяв отпуск и, отправив супругу с детьми на родину в Иркутск, в ноябре 1838 г. он отплыл в Петербург. Однако хлопоты в Синоде растянулись на несколько месяцев. Отец Иоанн занялся сбором пожертвований и отправился в Москву, где явился к преосвященному Филарету, митрополиту Московскому. Святитель с первого взгляда полюбил трудолюбивого проповедника. «В этом человеке есть что-то апостольское», — говорил он.

По возвращении в Петербург отца Иоанна ждало решение Святейшего Синода об увеличении штата священно- и церковнослужителей в Русской Америке. Кроме того, за долголетние апостольские подвиги он был награжден званием протоиерея. Но не только радостные вести ждали отца Иоанна: из Иркутска пришло известие о кончине супруги. Тяжко поразило его это горе. Митрополит Филарет, утешая его, убедил принять монашество. Постриг был совершен 19 ноября 1840 года с наречением имени Иннокентия, в честь святителя Иркутского. На другой день иеромонах Иннокентий был возведен в сан архимандрита.

Архиепископ

Между тем Святейший Синод решил образовать новую епархию, в которую вошли и Алеутские острова, и назначить архиерея. Императору Николаю Павловичу представили список из трех избранников, в числе которых был и архимандрит Иннокентий. На нем государь и остановил свой выбор. Посвящение Иннокентия во епископа Камчатского, Курильского и Алеутского последовало 15 декабря 1840 года в Казанском соборе.

43-летний епископ Иннокентий вернулся в Русскую Америку. Помимо проповеди и наставлений, он предписывал миссионерам учить детей и всех желающих грамоте как на местном, так и на русском языке, и вскоре грамотность туземного населения стала даже выше, в коренной России. Прожив в Новоархангельске около семи месяцев, преосвященный отправился обозревать епархию. В первую свою поездку он преодолел более пяти тысячи верст, где морем, а где и на собаках. За плодотворную миссионерскую деятельность епископ Иннокентий в 1850 году был возведен в сан архиепископа.

Сибирь

Вследствие того, что Якутская область была отчислена от Иркутской епархии и присоединена к обширной Камчатской, преосвященный Иннокентий переносит кафедру в Сибирь, в город Якутск. Там он вновь начал открывать храмы и часовни, переводя на якутский язык священные и богослужебные книги. 19 июля 1859 года в Якутском Троицком соборе впервые было совершено богослужение на якутском языке. Преосвященный сам служил молебен и читал Евангелие. Пораженные этим якуты просили владыку Иннокентия, чтобы день этот навсегда стал праздничным.

Служение архиепископа Иннокентия простиралось и на отдаленные народы, жившие по Амуру. Он сам предпринял путешествие и составил подробную записку «Нечто об Амуре», в которой обосновал возможность навигации и заселения берегов. Содействие архиепископа Иннокентия присоединению Амура было оценено очень высоко: в его честь был назван город Благовещенск — в память начала его священнослужения в Благовещенской церкви Иркутска. В конце июня 1857 года высший орган церковного управления открывает викариатства на Ситхе и в Якутске. Кафедру решено было перевести в Благовещенск, где преосвященный Иннокентий так же неутомимо, так же ревностно продолжал дело своего служения.

Москва

Годы и плохое здоровье заставляли его задумываться об отдохновении. Но Промысел Божий готовил архиепископа Иннокентия к новой миссии. В 1867 г. скончался Московский митрополит Филарет, и на место почившего был назначен архиепископ Иннокентий. Сам преосвященный был поражен этой вестью более всех. Прочитав депешу, он изменился в лице и несколько минут был в раздумье. Затем целый день оставался один, а ночью усердно молился.

Дивился он собственной судьбе: сын бедного сельского пономаря делается преемником великого архипастыря, одним из первых иерархов Русской Церкви — митрополитом Московским! Впоследствии именно преосвященный Иннокентий отслужит молебен в честь закладки алтаря храма Христа Спасителя.

Митрополиту Иннокентию было уже более семидесяти. Тяжело больной, он не забывал своего призвания. Для проповеди Евангелия на окраинах в январе 1870 г. в Москве было учреждено миссионерское общество, встретившее большое сочувствие во всех уголках России.

С середины 1878 г. митрополит Иннокентий почти непрерывно болел. На Страстной неделе, почувствовав приближение кончины, он попросил себя пособоровать. 31 марта 1879 года в 2 часа ночи его не стало…

В 1974 г. Святейший Синод Православной Церкви в Америке обратился в Москву с просьбой изучить вопрос о канонизации митрополита Иннокентия. Три года ушло на изучение бережно собранных в США и на родине святителя свидетельств о его жизни и равноапостольных трудах. А 23 сентября (6 октября по новому стилю) 1977 года Священный Синод Русской Православной церкви, воздав славу и хвалу Господу, определил: приснопамятного митрополита Иннокентия, святителя Московского и апостола Америки и Сибири, причислить к лику святых.

Память

  1. 6 октября 1977 года решением Священного Синода причислен к лику святых Русской Православной Церкви

  2. В честь святителя назван самый высокий вулкан полуострова Аляски

  3. В Благовещенске установлен памятник

  4. Теплоход «Сибирский» Ленского объединённого речного пароходства переименован и носит имя «Святитель Иннокентий»[1]

  5. В селе Анга (Ангинское, родина Святителя) Качугского района Иркутской области, сохранился бревенчатый дом, в котором жил в детские годы святитель Иннокентий (Вениаминов), сейчас в доме располагается музей святителя Иннокентия (Вениаминова)[2]

Труды

На русском языке:

  1. Указание Пути в Царствие Небесное

  2. Записки об островах Уналашкинского отдела. — СПб., 1840. Состоит из трёх частей:

  3. Автобиографическая записка. — М., 1886.

  4. Речь Архимандрита Иннокентия, по наречении его Епископом Камчатским, Курильским и Алеутским, сказанная 1840 года, Декабря 13 дня. Христианское чтение. — СПб., 1841.

  5. Письма (1823-1878 гг.): собраны И. Барсуковым, 3 т. — СПб, 1897, 1901.

  6. Творения: три книги, собраны И.Барсуковым. — М., 1886-1888.

  7. Слово при вступлении в управление московской паствою Высокопреосвященного Иннокентия Митрополита Московского, говоренное в большом Успенском соборе, 26-го мая, 1868 года // Православное обозрение. — М., 1868. — Т. 26.

  8. Указание пути в Царствие небесное. — М., 1871. См. также: Изв. Казан. еп., 1882. — № 7. — С.151; 1886. — № 7. — С.180; 1893. — С.18.

  9. Наставление высокопреосвященного Иннокентия, бывшего архиепископа Камчатского, Курильского и Алеутского, Нушагакскому миссионеру иеромонаху Феофилу // Церковные ведомости — СПб., 1900.

  10. Русская Церковь и дружба между народами (Ж. М. П., 1959. — № 11. — С. 50).

На алеутском языке:

  1. Указание Пути в Царствие Небесное — М.: Синодальная Типография, 1840, 1899.

  2. Святое Евангелие от Матфея — СПб.: Синодальная Типография, 1840, 1896.

  3. Начатки Христианскаго Учения — СПб. — Синодальная Типография, 1840, 1893.

  4. Две Притчи с Аткинского острова — рукопись, о. Атха, 1842.

На тлингитском языке:

  1. Замечания о Колошенском и Кадьякском языках в Типографии Императорской Академий Наук. — СПб., 1846.

  2. Указание Пути в Царствие Небесное — первая часть — Амер. Прав. Вестника. — Ситха, 1901.

Примечания

  1. Иннокентий, митрополит Московский и Коломенский

  2. История дома святителя Иннокентия Вениаминова в с. Анга // Прибайкалье.Ру : сайт

Литература

  1. Вениаминов Иннокентий (Иван Евсеевич Попов) // Иркутск. Историко-краеведческий словарь

Ссылки

  1. Житие Святителя Иннокентия Митрополита Московского // Фонд «Святителя Иннокентия Митрополита Московского» : сайт.

  2. Иван Евсеевич Попов-Виниаминов // официальный сайт МП

  3. Иннокентий (Вениаминов-Попов), св. // Русское Православие : сайт.

  4. Святитель Иннокентий (Вениаминов) — исследователь народов Дальнего Востока

  5. Краткая биография митрополита Иннокентия (Вениаминова)

  6. Святитель Иннокентий, митрополит Московский, апостол Сибири и Америки

  7. Т.А. Крючкова Иркутские страницы земной жизни святителя Иннокентия Вениаминова // сайт Иркутской епархии

  8. Игумен Петр (Еремеев) Патриарший дар Дальнему Востоку

  9. Форум паломнической ассоциации «Православная Европа

  10. Александр Голованов Иркутск болен декабристоманией и не лечится // Иркутский кремль : журнал.

Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz