Вторник, 12.12.2017, 15:07Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Календарь

«  Декабрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Глава VIII Прибытие в Ситху военного шлюпа Дианы. - 2 часть.

В половине Генваря 1813 года, явились с Ситхе на шлюпке несколько наших матросов, изнуренных от холода и голода. Они известили Баранова, что корабль Нева, вышедший прошлого года из Охотска, под командованием Лейтенанта Подушкина, на коем находился, назначенный на  смену Баранов Главным Правителем колоний Коллежский Советник  Т.С.Борноволоков, по причине крепких противных ветров, не мог достигнуть осенью Ситхи и заходил в Воскресенскую гавань. Оттуда они отправились под командою штурмана Калинина и потерпели кораблекрушение у мыса Эчком в ночь  9 Генваря. При сем случае утонули Г. Борноволоков, командир судна штурман Калинин, жена и сын Штур. Неродова, ботсман, ученик, прикащик, 27 промышленных и 4 женщины; а спаслись: Лейтенант Подушкин, Штурман Неродов, Кадет Терпигорев, прикащик и 21 промышленной; из них трое сильно ушибленные об утесы вскоре померли. На пути их Охотска от сырой погоды у них было много больных цыногю и померло в рзное время 15 человек.

Баранов, по 23 летнему пребыванию в колониях, на 67 году деятельной жизни ожидал со дня на день себе преемника, как избавителя, который бы наконец снял с него бремя забот и попечений, так долго им несомое. С разпространением колоний, оно становилось уже не по силам дряхлеющему старцу. Известясь о бедствии и гибели Борноволокова, он не мог не сетовать и не страдать душевно. Что ожесточенная судьба вторично лишила его давно ожидаемой и страстно желаемой смены, которая была так близка. До сего он жаловался на Компанию, что она не внимает его настоятельным и усердным просьбам о смене: но отправление двух Правителей, одного за другим, оправдывало ее совершенно. Они исполнили его желание, но Провидению было угодно разположить иначе; смиренный всегда пред волею Всемогущего, баранов не роптал более и продолжал отправлять свою должность с тем же усердием, как и прежде.

От спасшихся получено еще горестное известие о разбитии отправленнаго в Охотск брига Александра. Оный вышел из Ситхи в Июне 1812 года под командою штурмана Петрова с богатым грузом: одних бобров морских было до 8 тыс. Бриг сейпотерпел кораблекрушение по С.З. сторону пятаго Курильскаго острова (Онекотана). Весь экипаж и часть груза спасены. Баранов решился послать в Камчатку лейтенанта Подушкина, чтобы отвезти туда товары и потом взять людей и меха, спасенные с Александра. – В Мае Подушкин на корабле Открытие, вышел их Ситхи и посетя Уналашку, пришел в Петропавловскую гавань. Прозимовав в оной, взял от Комиссионера Юдина прикащика, чтобы зайти с ним на 5 Курильский остров и принять там людей и груз. Июня 1  подойдя к Оннекотану в четвертом Курильском проливе, он отправил 2 байдары с 22 человеками на остров. Вскоре настал густой туман, продолжавшийся четверо суток; в сие время Г. Подушкин придержался к острову и делая сигналы пушечными выстрелами, но не получая оные ответы решился спуститься в Охотск.

Отправленные с судна байдары пристали к 5 острову и нашли там спасеннаго груза 2300 бобров и 2300 лисиц, под присмотром оставленных там для сего людей, а прочие были перевезены в Камчатку. В тумане они не слыхали сигнальных выстрелов, а когда выяснило, то не видали своего судна и должны были оставаться на пустом острове, выжидая случая переправиться на 2 остров. Съезжая на короткое время, он ген взяли с собою ни платья, ни провизии, и потому принуждены были питаться кореньями, травой и раковинами долее месяца. Нужда делает решительным: не ожидая более судна. Они погрузили сколько могли мехов, и при хорошей погоде пустились чрез 4-й пролив на второй остров, а потом и далее. Они были столь счастливы, что 1 Сентября достигли благополучно устья большой реки.

Между тем открылась война Англии с Соединенными Штатами; торгующие по проливам,  в Калифорнии, Перу  и по островам Южнаго Океана Американские корабельщики, боясь встретиться  с Английскими крейсерами, безпрестанно приходили в Ситху и предлагали Баранову свои товары и корабли, довольно выгодными ценами. Много товаров куплено от них на котики.

Астор, желая поддерживать торговыя связи с Барановым, отправил их Нюйорка судно с богатым грузом, приказав на пути зайти в реку Колумбию, где было уже от него основано заселение; а потом идти в Ситху, сделав прежде опыт торговли по северозападному берегу Америки с дикими.

В продолжении войны Астор узнав, что назначается Английское военное судно для взятия сей колонии, поспешил посредством связей своих передать оное Английской торговой Компании, известной под именем Северозападной в то время, а после  (1822) соединившейся с Гудзонскою.

Сии дикари, снабженные от человеколюбивых Европейцов, и особенно от земляков Астора, огнестрельным оружием, возпользовались оплошностию Капитана и экипажа, напали на судно, умертвили на оном всех, разграбили товары и корабль сожгли. О сем произшествии известил Баранова наш Полномочный Посланник в Соединенных Штатах находящийся, и писал, что Г. Астор отправляет вновь корабль в наши колонии; уведомляя при том, что новые поселенцы в области Огайо, на реке Миссисипи весьма предприимчивы, что селения их заводятся на вершинах реки Миссури и скоро установится свободное сообщение между Штатами и рекой Колумбией.

Ныне, когда Колумбия принадлежит уже Гудзонской компании и составляет округ области Repuls bay, установлено постоянное сношение берегом по учрежденному тракту, с главными селениями в Гудзонском заливе.

Отправленный Астором из Нюйорка с Капитаном Нортроном корабль Ларк, в 1813 году разбился у Сандвичевых островов и богатый груз онаго назначенный в Ситху, большею частию погиб в сем кораблекрушении.

 По избыточному промыслу котиков и малому чбыту оных в то время  в России, Баранов находил более выгодным продавать оные Американцам, покупая от них товары и самыя суда. В течении 1813 года, кроме разных судов, он купил у Капитана Беннета товаров на 31 тыс пиастров и за 20 тыс котиков два корабля Atahuelpy и Lady. С полным вооружением. Первое было 3-х мачтовое, переименованное Берингом, в признательность к памяти перваго на Восточных морях Русскаго мореплавателя, а другое бриг Ильмена; он был построен в Ост-Индии из тикового дерева.

Имея теперь более судов чем командиров, Баранов принял в службу Компании с американских судов Англичанина Юнга и Американца Воздвита, и определил последняго командиром на Ильмену. Ему поручено было, отвезти в крепость Росс товары и припасы, и потом следовать для промысла бобров по берегам Калифорнии. Для сего деля помещен на бриг отряд Алеутов под надзором Тараканова, и Американец доктор Элиот, вступивший также в службу Компании, предложил Баранову свои услуги в торговле по Калифорнскаму берегу с миссионерами и жителями, с коими он давно уже знаком.

Сия экспедиция была отправлена в Декабре 1814 годк. Элиот доставил в Росс товары, выгодно торгвал после в порте С.Франциско.получив там хлебныя зерна и других провизий, передал оные Правителю Росса Кускову в значительном количестве, и потом продолжая идти вдоль берега Калифорнии продовал товары за наличныя деньги, и более 10 тыс пиастров передал Кускову же для отправления в Ситху; в то же время, партия Алеутов промышляла бобров.

Правительство Калифорнии долго примечало ха движениями Элиота и партии, и следило их. Однажды когда у мыса Консепсион, они съехали на берег торговать, а Алеуты для промыслов, вдруг напали на них конные солдаты. Элиот, несколько Русскмх промышленников и около 30 Алеутов захвачены в плен. На судно дали о сем знать Алеуты, избегшие поимки, и потому оно пошло в Росс; и там прибавя к своему грузу пшеницы, вышло в море. На пути оказалась сильная течь и нашлись принужденными спуститься на Сандвичевы острова.

Элиота взял Капитан Коцебу на бриг Рюрик и доставил на Сандвичевы острова 1816 года; там поступил он в звание Статс-Секретаря Его Сандвическаго ВЕЛИЧЕСТВА Короля Томеа-меа. Трое Русских взяты на Рюрик, для доставления в С.Петербург.

Предуведомление
Глава I
Глава II
Глава III
Глава IV
Глава V
Глава VI
Глава VII
Глава VIII-1
Глава VIII-2
Глава IX
Заключение-1
Заключение-2

Copyright MyCorp © 2017 | Сделать бесплатный сайт с uCoz