Вторник, 19.03.2024, 11:27Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Кончита
Городок под пальмами и кипарисами ничего не знает о событиях почти 200-летней давности - знаменитой истории любви русского графа Николая Резанова и дочери коменданта крепости Сан-Франциско Консепсьон (Кончиты) Аргуэлло.Торговый центр отстроили на месте монастыря Санта-Каталина - прибежища последних печалей Кончиты. Прежде чем эта удивительная женщина постриглась в монахини, она ждала любимого 35 лет!

Донна Мария дела Консепсьон Марселла Аргуэльо (Maria dela Concepcion Marcella Arguello) родилась 10 февраля 1791 года в семье коменданта президио (крепости) Сан-Франциско Хосе Дарио Аргуэльо (Jose Dario Arguello) и донны Марии Игнасии Мораги де Аргуэльо (Maria Ignatia Moraga de Arguello).

До 1829 года судьба Кончиты связана с родителями. Вместе с ними она переезжает из Сан-Франциско в Санта-Барбару,оттуда в Лорето, из Лорето - в Гвадалахару и затем возвращение в Санта-Барбару.

По воспоминаниям современников, Кончита отличалась от других живостью и жизнерадостностью, своими воспламеняющими любовь глазами, белоснежной улыбкой, выразительными и приятными чертами, стройностью фигуры и природной добротой. Молодой Георг Лангсдорф, натуралист и личный врач Резанова, влюбившийся в Кончиту с первого взгляда., так описывает ее в своем дневнике: "Она выделяется величественной осанкой, черты лица прекрасны и выразительны, глаза обвораживают. Добавьте сюда изящную фигуру, чудесные природные кудри, чудные зубы и тысячи других прелестей. Таких красивых женщин можно сыскать лишь в Италии, Португалии или Испании, но и то очень редко".

Прибыв в Калифорнию Резанов был встречен весьма учтиво. Но комендант в поставках продовольствия на голодающую русскую Аляску отказал - таково было указание Мадридского двора. И тогда граф решил действовать через дочку коменданта: «Ежедневно куртизируя гишпанскую красавицу, - писал он своему шефу, министру коммерции графу Румянцеву, - ...предложил ей руку и получил согласие. Поставя себя коменданту на вид близкого родственника, управлял я уже фортом Католического Величества так, как того требовали пользы мои, и сам губернатор, так сказать, в гостях у меня очутился. Миссии на перерыв привозить начали хлеб и в таком количестве, что просил я остановить возку».

А Кончита… «…Она читала испанские романы и,как все девушки ее возраста во всем мире, грезила несбыточными мечтами о сказочном принце. Но откуда взяться было этому принцу в далекой Калифорнии, да еще в затерянном на отдаленном побеоежье президио…И вдруг ее детские грезы стали явью…»

Резанов пообещал Кончите вернуться через два, когда будет получено разрешение Папы и российского Императора. Но не суждено ей было больше встретиться со своей любовью. В дороге здоровье русского посланника сильно надорвалось и он скончался по пути в Петербург в марте 1807 года.

Во второй половине 1808 г. А.А.Баранов дважды извещал отца и брата Кончи о смерти Резанова. Были и другие сообщения, которым, по словам Луиса д‘Аргуэлло, сестра не хотела верить. Во всяком случае, предполагаемый вымысел и реальный факт сошлись в одной точке только в начале 1842 г., когда "известный английский путешественник, бывший директор английской Гудзоновой компании, сэр Джордж Симпсон" сообщил Кончите неопровержимые сведения о конце Николая Петровича (Симпсон побывал в Красноярске на могиле Резанова).

После известия о смерти Резанова, донна Консепсьон посвятила себя благотворительности и обучению индейцев. В Новой Калифорнии ее называли La Beata (Благословенная).

В начале 1840-х годов донна Консепсьон поступила в третий Орден Белого Духовенства. После основания в 1851 году конвента (монастыря) Св. Доминика она приняла монашеский сан под именем Мария Доминга. Вместе с монастырем она переехала в Беницию, где и встретила свою смерть 23 декабря 1857 года.

Ее тело было захоронено на кладбище монастыря, а в 1897 году перенесено на специальное кладбище Ордена Святого Доминика.

"Консепсион оказалась не только внешне прекрасной, своевольной и страстной женщиной. Она оказалась сильной духом, способной вынести все с гордо поднятой головой и без жалоб и компромиссов прийти к своему горькому концу", - так напишет о первой красавице Калифорнии Гектор Шевиньи в романе "Утраченная империя".

"Так трагически окончившийся короткий роман её,– писал в начале Второй мировой войны русский эмигрант, писатель Н.Н.Сергиевский,– стал широко известен в обоих Калифорниях (русской и испанской до 1867 г.–Ю.А.), а впоследствии и во всей Америке, и имя её, окружённое романтической дымкой, стало символом той идеальной любви, о которой псалмопевец сказал, что водам многим не залить её и рекам её не потопить. И долго ещё потом в Америке, вплоть до начала этого века, излюбленным номером во всяких народных зрелищах была живая картина, изображавшая молодую красавицу-испанку, облокотившуюся о пушку у форта Сан-Франциско с глазами, устремлёнными в сторону океана, в тщетном ожидании своего русского жениха".

15-летняя Кончита расплатилась за свое короткое счастье жизнью, превратив ее в бесконечное ожидание возлюбленного. Она умерла, так и не узнав, что любовь русского камергера была, по его же признанию друзьям, «жертвой Отечеству» и равнялась... стоимости проекта торгового договора с отцом Кончиты - доном Хосе Дарио Аргуэлло, и груза продовольствия - 2156 пудов пшеницы, 351 пуд ячменя и 560 пудов бобовых. С ним бриг «Юнона» и тендер «Авось» отбыли из Сан-Франциско на Аляску, где в колониях Русской Америки тогда, в 1806-м, свирепствовали голод и цинга.

В 1850 г. Калифорния была принята в число США. В 1860-х годах новозавоеванный город начал отстраиваться, и американцы решили срыть старую испанскую крепость - "Президио", - построенную из дерева и глины, и на ее месте возвести новую. Но дом Коменданта, по причине недостатка строений, был сохранен.

В работах по скрытию старой - "Президио" - принимал участие молодой офицер инженерного корпуса армии США Лейтенант Георг Эллиот. Как видно уже по роду оружия, это был интеллигентный, любознательный офицер, и вот ему и попалась в руки "выписка" из книги Лангсдорфа, из коей он узнал о "знаменитой любовной истории Президио" и пришел к выводу, что сорванное им старое Президио имеет "Романтическую историю". Мы говорим "выписку", ибо, если бы он имел книгу Лангсдорфа, он не назвал бы Лангсдорфа "капитаном Русского судна".
Эта выписка настолько заинтересовала его, что он начал собирать дальнейшие - "осколки" - к истории Президио. Другим стимулом было его знакомство с группой начинающих литераторов, собравшихся к этому времени в Сан-Франциско (золотая лихорадка). Среди них были Брет Гарт, а также его верный други враг Марк Твэн. Найдя издателя, они в 1868 году начали издавать под редакцией Брет Гарта месячник "Оверланд" (по стране). В этом журнале лейтенант Г. Эллиот и начал печатать в 1870 году "осколки" к истории Президио, главным из коих и была выдержка из книги Лангсдорфа о "любовной истории" Резанова. Эта - "история" - так восхитила редактора Брет Гарта, что, как пишет Г. Эллиот, "вскоре появилась его (Брет Гарта) прелестная маленькая история о Консепсион Аргюэлло". - (см. Эллиот). Эту "прекрасную" поэму Брет Гарта и необходимо считать "источником" американской литературы о Резанове (см. Б. Гарт).
Но пальма первенства и первоисточник без сомнения принадлежат Георгу Эллиот; это он в развалинах старой Президио раскопал эту "прекрасную" забытую историю.

Брет Гарт опубликовал полное собрание своих сочинений в 1902 году, но его поэма, кроме "Оверланда", опубликована была другими писателями в числе их сочинений значительно раньше, как мы увидим дальше.

Вторым собирателем "сырых отрывков" к истории Калифорнии необходимо считать известного Банкрофта, современника и соседа Брет Гарта и Г. Эллиота, опубликовавшего в 1870 году письмо Резанова к графу Румянцеву.

Но третье почетное место принадлежит Мэри Грэхем. Ей попалась в руки "прелестная маленькая история" Брет Гарта, и она так восхитилась ею, что решила проследить всю жизнь Доньи Консепсион от рождения до смерти.

Пока она занималась этим, уже майор Г. Эллиот был переведен в Вашингтон О. С., где и решил, как он пишет в предисловии - письмо своему другу генералу Ли, президенту Вашингтон и Ли Университета, опубликовать свои "осколки" из Оверланда отдельной книгой в 1874 году, для своих друзей, прибавив к этому также поэму Брет Гарта.

В это время Мэри Грэхем рылась в церковных архивах Сан-Франциско, ездила в Беницию и Монтерей, исследовала и расспрашивала родственников Доньи Консепсион, и в 1876 году опубликовала найденное в "Исторических Воспоминаниях" в Сан-Франциско, добавив к этому поэму Брет Гарта.

Затем Гертруда Артертон заиетересовалась этой историей. Известная, заслуженная и плодотворная американская писательница родилась в год смерти Доньи Консепсион в Сан-Франциско. Дружба с родственниками Доньи Консепсион (семья Морага) и знакомство с поэмой Брет Гарта побудили ее в 1890-х годах заняться писанием романа: - "Резанов". - Книга опубликована была в 1906 году, выдержала пять изданий и считается ее лучшим произведением.

Но еще в 1900-х годах она поместила статью о Резанове в "Энциклопедии Британика", сохраняющую ее редакцию и подпись Г. А. до сего дня.

В 1913 году "Калифорнийское Общество защиты исторических памятников" законсервировало "Дом Коменданта", где помещалось Офицерское собрание гарнизона Сан-Франциско и укрепило на нем бронзовую доску. На этом торжестве член Общества Джон Дэвис произнес речь, призывая офицеров защищать любовь Резанова и Доньи Консепсион "пламенными мечами", ибо, по его мнению, этот роман ценнее всех прошлых: Александра и Таис; Перикла и Аспазии; Антония и Клеопатры и т. д.

В 1914 году он издал эту восторженную речь, добавив к ней несколько очень ценных поправок и сведений, отдельной книгой: "Калифорния романтическая", добавив к ней также поэму Брет Гарта.

В 1914 году Ричард Е. Уайт опубликовал в "Оверланд" "чудную поэму": "Маленькая танцующая святая" - эпизод из детских лет Доньи Консепсион.

В 1915 году вышло третье издание Гертруды Атертон: "Резанов".

В 1926 году издатель из Сан-Франциско Томас Руссель сообщил во всеобщее сведение с рекламной техникой, "достойной бульварной прессы", что он намерен выпустить: "Роман в Испанской Калифорнии. История графа Резанова и Доньи Консепсион Аргюэлло".

Изданные Т. Русселем книги в 1927-1928 годах о Резанове, Лангсдорфе и Симпсоне с портретами и чудными гравюрами заслуживают внимания. Что он допустил при этом много ошибок и неточностей - это понятно (все другие допустили), что же касается его "рекламной техники", то, как он пишет: "Роман Резанова, описанный во многих вариантах и воспетый бессмертной поэмой Брет Гарта, вызвал много слез"... и вот об этом он и решил закричать на весь мир, применив к этому типичную американскую рекламную технику.

В 1935 году Др. А. Ярмолинский опубликовал в "Словаре Американской Биографии" лучшую биографию Резанова в сравнении с другими энциклопедиями: русскими, английскими, американскими.

В 1930-х годах историей Русской Америки занялся интересный американский писатель Гектор Шевиньи, опубликовавший в 1937 году роман "Потерянная Империя. Жизнь... Н. П. Резанова".

Опубликование этого романа вызвало двойное издание в том же году романа Г. Атертон - "Резанов".

Гертруда Атертон и Гектор Шевиньи являются главными популяризаторами Резанова.
Их произведения разнятся, во-первых, по понятной причине, во-вторых, по подходу к теме. Как женщина, Гертруда Атертон часто впадает в патетично-драматический тон. Гектор Шевиньи главное внимание обращает на геополитическую сторону романа.
Оба упоминают о "Русской Агрессии" и оба, несмотря на глубокую симпатию к Резанову, приходят к выводу, что его смерть была "плюс" для США.

В 1939 году в Бениции, - городок к востоку от Сан-Франциско, - где умерла Донья Консепсион, издана была специальная газетка, где помещена статья: "История Сеньориты Консепсион Аргюэлло" - с иллюстрациями, в т. ч. предполагаемый портрет ее.

В 1958 году в Бениции состоялось торжественное событие, почтившее 100-летнюю годовщину смерти Доньи Консепсион.

В 1962 году Оскар Люис, в популярном издании: "Таким был Сан-Франциско" - опубликовал короткую историю романа Резанова, добавив к этому несколько ценных иллюстраций.

Уже в наши дни, как известно, Алексей Рыбников и Андрей Вознесенский, "с лёгкостью необыкновенной", преподнесли столичной публике свой вариант мечты Юрия Братова – рок-оперу "ЮНОНА и АВОСЬ". Но это уже совсем другая история...

http://kk.convdocs.org/docs/index-79914.html
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz