Вторник, 19.03.2024, 10:20Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Масаинов Алексей Алексеевич (1889—1968)

Масаинов Алексей Алексеевич (1889—1968).

Учился вместе с будущим большевистским комиссаром и дипломатом Ф. Ф. Раскольниковым, который был, как пишет сам Масаинов, первым критиком его стихов (Масаинов Алексей. Маяковский — поэт и человек // НРС 1930. № 6496. 9 ноября. С. 10). До революции известный журналист, сотрудник газеты «Речь», «Биржевых ведомостей», «Русского слова» и ряда других петербургских периодических изданий. Сын богатого ярославского купца, он много путешествовал, что отразилось в его стихах и очерках. Публиковал острые репортажи с места событий (об одном из них — полете на аэроплане в дни авиационного праздника на Комендантском аэродроме в С.-Петербурге 5 октября 1910 г., который мог закончиться для него и летчика трагически, рассказано в его очерке «Из Петербурга в Кронштадт на аэроплане», опубликованном в сб-ке «В мире новых ощущений»: Рассказы. Санкт-Петербург, 1911. С. 109—122; перепеч. в эмиграции: НРС 1930. № 6461. 5 октября. С. 2—3; Р 1930. № 3014. 24 октября. С. 4).

Стихи стал писать в 1906 г. После публикации в альманахе «Ручьи» (СПб., 1910) писал В. Брюсову: «Перспектива увенчать русский Парнас еще одним Афанасьевым или Раттаузом мне в высшей степени не улыбается <...> Я признаю только брэндовский девиз: "Все или ничего!"» (ОР РГБ. Ф. 386. К. 94. Ед. хр. 20. Л. 1). В том же духе тогда же писал Блоку (Литературное наследство. Т. 92. Кн. 2. М.: Наука, 1981. С. 316). После опыта романа в стихах («Наталья Львовна» // Шиповник. 1911. № 7. С. 8—9) примкнул к северянинскому кругу (см. его стихи в альманахе «Очарованный странник», 1915). Упоминание о нем см.: Марков В. Ф. История русского футуризма. СПб.: Изд-во «Алетейя», 2000. С. 86, 89. Совместно с И. Северяниным выпустил альманахи, или «парные сборники»: Мимозы льна: Поэзо-альманах 2-х: (Игорь Северянин. Амфора эстляндская. — Ал. Масаинов. Новые поэзы). (Пг., 1916), Острова очарований: Альманах 2-х: (И. Северянин. Поврага. — Койт и Эмерик. — Ал. Масаинов. Колдовство) (Пг., 1917), о последнем М. Калмыкова писала, что «Игорь Северянин в "Островах очарований" неузнаваем. Его симбиоз с Алексеем Масаиновым непонятен (Калмыкова Мария. Лорнет // Пьяные вишни. 2-е изд. Севастополь, 1920. С. 16). Потерявший его из виду после революции И. Северянин вспоминал о его «искристых стихах», которые подвергались упрекам в подражании Северянину, но «у Масаинова его "подвлиянная" поэзия вышла безукоризненной», и о его лекции «Поэты и толпа», производившей фурор, и о его стихотворении «Франческа», при чтении которого залы гремели восторгом (Северянин И. Осиянный (О творчестве Алексея Масаинова) // Время (Берлин). 1924. № 306. 2 июня. С. 2).

Позднее, в сборнике «Отходящие корабли: Поэзы» (Париж, 1925), изложил свое поэтическое кредо, о котором Е. А. Зноско-Боровский писал: «Если вообще опасно поэту высказываться о других поэтах, то совершенно нетерпим тот тон, насмешливый и ругательный, в котором автор разделывается с не понравившимися ему авторами, хотя бы они принадлежали к лучшим русским писателям. Не в том беда, что Масаинов не любит Андрея Белого, Валерия Брюсова, Игоря Северянинъ. М. Кузмина, В. Маяковского, С. Есенина, футуристов и акмеистов, предпочитая им К. Бальмонта, Александра Блока, 3. Гиппиус, Анну Ахматову; о вкусах не спорят, и вкус г. Масаинова, в конце концов, не так уж плох. Беда в том, что он выражает свою неприязнь словами непозволительными, того же рода, за которые он сам позднее осуждает футуристов. Белого, например, он называет "чучелом гороховым, машущим по ветру рукавами", Ремизов для него "классический растлитель русского языка", Вячеслав Иванов — не более, как "божья коровка, воображающая, что она оргиастична" <...> В одной строчке Есенина больше поэзии, чем во всей книге Масаинова...» (Зноско-Боровский Евг. А. Парижские поэты // ВР 1926. № 1. С. 156). К. Мочульский замечал по поводу этой книги: «И все же, критик может не одобрять автора в роли Исайи, но признавать несомненное достоинство его стихов. В них его старомодная "поэтичность", пристрастие к шаблонам красивости, неразборчивость в средствах. Едва ли во всем сборнике отыщется одно вполне хорошее стихотворение — но все даже самые по-бальмонтовски напевные, проникнуты лирическим волнением. И пышные, ненужные слова, и вычурно-томные ритмы, и возвышенно-прекрасные образы (лебеди, жемчуга, зори и цветы) не заглушают их подлинной ясности» (Мочульский К. Кризис воображения. Статьи. Эссе, Портреты. Томск, 1999. С. 366). На острове Таити написал поэму «Лик зверя», изданную в Париже в 1924 г., — воспоминания о мировой войне (см. отклики: Мочульский К. Цит. соч. С. 357—358; А. Мерич (А. Даманская), которая писала: «Уже первые строки поэмы "Лик зверя" А. Масаинова, заглушая естественный скепсис, с каким читатель раскрывает книжку неведомого автора, припаивают к себе его внимание, которое растет, напрягается с каждой страницей и завершается на последней строфе нотой скорбного и страстного сочувствия», ПН 1924. № 1349. 18 сентября. С. 3).

В 1926—27 гг. издал два тома своего Собрания сочинений (Париж; Нью-Йорк: Кн. изд-во Крылатых): Т. 1. Легенды Океании. Собранные в Полинезии в 1924—25 гг. (см. рец. А. Мерич в Р 1927. № 1930. 5 апреля, С. 4), Т. 2. Легенды острова Мангарева. Собранные в Полинезии в 1926—27 гг.

Жил на острове Таити, впоследствии переехал в США, недолгое время пробыл в Сан-Франциско, где состоял членом лит.-худож. кружка, собиравшегося на квартире Е. П. Грот (известно, что он сделал доклад на заседании кружка о современных течениях в русской поэзии; его стихи вошли в подготовленный кружком коллективный сборник «Дымный след», Сан-Франциско, 1925), затем переехал в Голливуд. Сотрудничал в парижской газете «Общее дело», в Р, ПН, Сег, см., к примеру, «Столица Синема» (Сег 1925. № 120. 31 мая. С. 11), «Киностудия в Холливуде» (Сег 1925. № 130. 14 июня. С. 6), «На Таити» (Р 1929. № 2671. 8 сентября. С. 8), «Острова Помогу» (Р 1929. № 2764. 29 декабря. С. 6). Писал рассказы: «Побег» (ПН 1921. № 486. 16 ноября. С. 2), «Приключение мосье Кулона» (Р 1929. № 2713. 27 октября. С. 7— 8). Его нелестные воспоминания о Маяковском («Маяковский — поэт и человек») печатались в НРС (1930. № 6468. 12 октября — № 6496. 9 ноября).

Стихи на петербургскую тему начал писать до революции, см. его стихотворение «Колокола» («Колокола Казанского Собора») в упоминавшемся альманахе «Мимозы льна»  (С. 56).

Источник.

 Петербург в поэзии русской эмиграции, С.- Петербург, 2006, Издательство ДНК

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz