Четверг, 25.04.2024, 16:04Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ - Жизнеописание -

Начало  © журнал "Русский инок", Джорданвилль, США


ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ
- Жизнеописание -


Составитель Сергей Корсун

Напечатано по благословению Высокопреосвященнейшего ЛАВРА,
Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского

© 2002 Holy Trinity Monastery, all rights reserved.
Published by Holy Trinity Monastery, Jordanville, N.Y. 13361-0036
ISBN 0-88465-071-5

Типография преп. Иова Почаевского
Свято-Троицкий Монастырь
Джорданвилль, Н.Й.
2002 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ
ОТ СОСТАВИТЕЛЯ
ГЛАВА I НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ
ГЛАВА II В СОСТАВЕ КАДЬЯКСКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ МИССИИ
ГЛАВА III НА ОСТРОВЕ ЕЛОВОМ
ГЛАВА IV УПОКОЕНИЕ ПРЕПОДОБНОГО ГЕРМАНА
ПРИЛОЖЕНИЕ
ПРОСЛАВЛЕНИЕ
ОЧЕВИДЦЫ
БИБЛИОГРАФИЯ


ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА СВЯТО-ТРОИЦКОГО МОНАСТЫРЯ

Нередко в укор христианам говорится: "Если бы не христиане, то Христианство давно бы уже распространилось по всей земле". К сожалению, в этом есть большая доля правды. Но когда к непросвещенному Светом Христовым народу со словом Евангельским приходит истинный последователь Христов, то его пример и слово служат к обращению многих. Таким проповедником для жителей Аляски явился преподобный Герман. Свидетельством его праведных трудов являются сами алеуты, до сих пор сохранившие, несмотря на все попытки обратить их в инославие, веру православную, которой научил их преподобный.
32 года назад состоялось прославление преп. Германа, первого святого, просиявшего в Америке. В то время наша Русская Зарубежная Церковь располагала только местными архивными материалами, повествующими о его жизни, сейчас открылся доступ к Российским архивам, которыми и воспользовался автор этой книги Сергей Корсун. Его труд на сегодняшний день является наиболее полным повествованием о жизни преподобного. Уникален он и тем, что передан почти полностью словами самовидцев старца, его современниками и даже им самим.
Известный историк и знаток Русской Америки профессор Лидия Сергеевна Блэк, живущая на острове Кадьяке, где хранятся св. мощи преподобного, дополнила труд Сергея Корсуна, внесла в него необходимые поправки и составила главы Приложение, Прославление и Очевидцы.
Мы рады предложить вниманию боголюбивого читателя эту ценную книгу, правдиво повествующую об апостольских трудах преподобного старца.
Джорданвилль, 2002 г.

ОТ СОСТАВИТЕЛЯ

Описание жизни преподобного Германа Аляскинского впервые было составлено братией Валаамского монастыря в 1867 году. В 1868 г. оно было издано под названием "Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера". Второе издание этого жизнеописания вышло в 1894 году.
В 1872 г. была издана книга "Валаамские подвижники", вторым изданием - в 1891 году. Здесь помещено то же самое, что и в издании 1868 г., жизнеописание отца Германа, лишь с незначительными изменениями.
В 1894 г., в честь столетнего юбилея Кадьякской православной миссии, издательством Валаамского монастыря была издана книга "Очерки по истории Американской православной духовной миссии (Кадьякской миссии 1794-1837 гг.)". В 1900 г. второе издание этой книги вышло под новым названием "Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия)". Здесь уже в более расширенном виде представлено жизнеописание отца Германа, но, самое главное, в этой книге в виде приложения представлены те документы, которые Валаамские иноки использовали при составлении жития отца Германа.
Используя вышеперечисленные материалы, а также целый ряд новых источников, я сделал попытку составить новое, более подробное жизнеописание преподобного Германа Аляскинского.
Я хотел, чтобы читатель почувствовал историческую обстановку, те конкретные условия, в которых жил отец Герман. Надо сказать, что, имея общее представление о жизни отца Германа в Америке, я не представлял, какой трудной была его жизнь, каким сильным гонениям и преследованиям он и другие члены Кадьякской православной миссии подвергались со стороны местных властей - "сильных мира сего". А все из-за чего? Из-за того, что они хотели жить по христианским заповедям и призывали к этому других!
Но обо всем этом подробно говорят документы, им и отводится главная роль, они сами говорят за себя, и здесь ничего убавить или прибавить нельзя. Авторская речь выступает связывающим звеном между отдельными документами.
Теперь о некоторых датах жизни отца Германа, в отношении которых нет точных сведений. Везде говорится, что он ушел в монастырь в шестнадцатилетнем, по некоторым источникам в семнадцатилетнем возрасте, соответственно, это был 1773 или 1774 год. У Ф. П. Врангеля и в некоторых публикациях говорится, что первоначально он поступил в Саровскую пустынь.
В Валаамский монастырь отец Герман мог перейти из Троицко-Сергиевой пустыни только после 1782 года, но никак не в конце 70-х годов - как утверждается в очень многих публикациях. Есть точные сведения, что все прежние насельники Валаамского монастыря утонули в 1781 году, и зиму 1781-1782 гг. старец Назарий прожил один, и только с 1782 г. здесь появились другие иноки.
Что касается года переселения отца Германа на остров Еловый, то на основе анализа источников, это могло произойти в период между 1808 и 1817 годами, возможно, раньше, ибо известно, что он учил детей огородничеству на Еловом с 1804 г., но никак не позже. Также установлены некоторые детали, касающиеся других членов Кадьякской православной миссии. Так, во многих публикациях утверждается, что отец Нектарий скончался в 1814 г. в Киренском монастыре, а отец Афанасий вернулся в Россию, на Валаам в 1825 г. и умер там. Дата смерти отца Афанасия - 1831 г. - приведена в книге "Валаамский монастырь и его подвижники" СПб. 1889.
А. К. Львов, используя архивные данные Святейшего Синода, установил, что о. Нектарий скончался в Валаамском монастыре в 1808 г. Что касается мирской фамилии монаха Иоасафа, то, хотя отец Герман и называет его в своих письмах - Козьма Алексеевич, я думаю, что его фамилия - Алексеев. В XVIII веке при выдаче паспортов крестьянам, что было необходимо при поступлении в монастырь, очень часто отчество превращалось в фамилию. Также как Алексеев он именуется в ряде публикаций о Кадьякской православной миссии.
Документальных свидетельств о жизни отца Германа довольно мало, память о нем сохранялась в сердцах его паствы, зачастую безграмотных кадьякских алеутов, и именно благодаря им дошла до наших дней. На все воля Господня!
Составитель Сергей Корсун
Санкт-Петербург, Россия, 2002 г.

ГЛАВА I. НАЧАЛО СЛУЖЕНИЯ. ВАЛААМСКИЙ МОНАСТЫРЬ

Преподобный Герман родился в 1756 или 1757 году в купеческой семье города Серпухова, недалеко от Москвы. Вероятно, его мирское имя - Герасим Иванович Зырянов.
Семья преподобного Германа была весьма благочестивая, известно, что одна из его родственниц окончила свои дни монахиней Сретенского женского монастыря в Москве.
С ранней юности отец Герман возымел великую ревность к благочестию и в шестнадцатилетнем возрасте ушел в Саровскую пустынь. Он поселился в Саровском монастырском лесу в келлии у старца-подвижника Варлаама. Здесь он оставался четыре года. Об этом периоде жизни отца Германа нам неизвестно ничего, кроме того, что он близко сошелся с иноком, который впоследствии стал архимандритом и получил имя Феофан.
В 1777 г. отец Герман поступил послушником в Троицко-Сергиеву пустынь под Санкт-Петербургом, где он прожил шесть лет и принял иноческий постриг. Во время пребывания в пустыне отец Герман тяжело заболел: у него на горле образовалась опухоль, она быстро увеличивалась и обезобразила все лицо. Боль была ужасная, было трудно глотать, от опухоли шел нестерпимый запах. Тем не менее, отец Герман не обратился к врачу, но с сердечной молитвой и со слезами покаяния упал пред образом Божией Матери, прося у Бога исцеления. Молился он всю ночь, потом мокрым полотенцем обтер лик Пресвятой Богородицы и этим полотенцем обвязал свою опухоль. Продолжая молиться, в изнеможении уснул на полу и видел во сне, что его исцелила Пресвятая Дева. Когда он проснулся, то был совершенно здоров - опухоль исчезла, не прорвавшись, оставив по себе только маленький знак на шее, как бы в воспоминание чуда.
В 1781 году митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский и Олонецкий Гавриил принял решение о восстановлении Валаамского монастыря и назначил его настоятелем знаменитого игумена Саровской пустыни - отца Назария.
Когда о. Назарий прибыл на Валаам в 1781 году, здесь было только четыре насельника: два белых священника, один монах и один строитель. Но и они все вскоре потонули, переправляясь через Ладожское озеро. Около года только один о. Назарий подвизался на Валааме. Летом 1782 года появилась новая братия, в числе которых был монах Герман, которого о. Назарий знал еще по Сарову. Он был переведен на Валаам из Троицко-Сергиевой пустыни. Всей душой отец Герман полюбил величественную, пустынную Валаамскую обитель, ее настоятеля, старца Назария и всю братию.
Академик Н. Я. Озерецковский, посетивший Валаамскую обитель в 1785 г., писал: "Нынешние пустынники ведут жизнь трудолюбивую. В обществе их, которое состоит, по крайней мере, из двадцати человек, не видно ни малейшего несогласия, они ничего не имеют порознь, а всем владеют вместе, но паче всего похвальна трезвость".
И далее - "На всем острове Валааме, кроме монастыря, нет никакого другого селения, а находятся только в разных местах хижины, нарочно построенные для большего уединения валаамским пустынникам, из коих иные удаляются туда от своей собратии и живут по нескольку недель и месяцев. Для сих пустынек избраны места самые красивые, где взор наслаждается приятностью деревьев, растений, каменных утесов и долин, а душа питается размышлениями, кои рождает тишина и уединение.
При довольстве всего для жизни потребного, в безмолвной тишине и спокойствии, пустынные оные блаженную ведут жизнь и имеют действительную причину вести себя соответственно своему званию, в чем и не можно не отдать им справедливости. Ибо живут они благонравно и ежедневно отправляют церковнослужение. Обедний и вечерний стол имеют все вместе, причем обыкновенно глубокое наблюдается молчание, для сохранения которого один из братии громко и явственно читает, стоя, какую-нибудь церковную книгу, когда братия свое вкушают. Обыкновенно их пища состоит во щах, ухе и каше. Яств сих по тарелочкам они не разливают, а вместе черпают их из больших деревянных чаш деревянными ложками, и салфеток для утирания не держат. Во время стола прислуживают из них младшие, по окончании оного все вместе громогласно читают молитву и расходятся по своим кельям.
Где упражняются в разных рукоделиях, как например: точат кленовые ложки, вырезают кипарисовые кресты и прочие, а в летнее время работают на огородах, пашут землю, жнут хлеб и косят сено. Строитель Назарий во всех работах с другими принимает участие" [1].
Вот что вспоминал о жизни отца Германа на Валааме современник его, впоследствии игумен Валаамский, о. Варлаам. "Отец Герман проходил здесь разные послушания и, как "на все благое уготованный", между прочим, был посылаем в город Сердоболь (Сортавала) для надзора за работами при производившейся там мраморной ломке. Любили братия о. Германа и с нетерпением дожидались его возвращения из Сердоболя в обитель" [2].
Несмотря на то, что Валаамская обитель была весьма строгим монастырем, душа отца Германа хотела уединения, и, после испытаний в различных послушаниях, настоятель Назарий отпустил его на жительство в пустынь.
О пустынниках в одной из книг Валаамского монастыря говорится: "Что касается до тех валаамских иноков, которые, по достоверном свидетельстве о житии своем, получили от монастырского начальства благословение спасаться по пустыням, - эти строгие подвижники, вместо ежедневного богослужения, постоянно упражняются в келейных молитвах, особенно в молитве умной, совершают по древним уставам монашеское правило, а для поддержания жизни и сил довольствуются самою скудною пищею, которую и приготовляют сами.
В великие же праздники пустынники, подобно скитянам, приходят, несмотря ни на какую погоду, в монастырь, любовно приемлются братиями, участвуют с прочими в общем богослужении и разделяют трапезу.
Количество и мера молитвословий пустынников, как опытных уже в духовной жизни, поставлены в совершенную зависимость от степени их сил и внутренних движений души, которые, впрочем, доверчиво поверяются благоразумию и совести настоятеля или отца духовного, руководствующих, по долгу пастырей, и жизнью пустынников. Посему служение Богу пустынников так же сокровенно, как и жизнь их. Но они сокрыты, по писанию, со Христом в Боге" [3].
Пустынь, которую выбрал себе отец Герман, находилась в глухом лесу, примерно в двух километрах от монастыря. И до настоящего времени это место называется "Германово поле". По праздникам отец Герман приходил из пустыни в монастырь. И, бывало, на малой вечерне, стоя на клиросе, пел вместе с братией припевы канона: "Иисусе, сладчайший, спаси нас грешных", "Пресвятая Богородице, спаси нас", и слезы градом катились из его очей (именно на месте его домика в пустыньке была воздвигнута великолепная каменная часовня в русско-византийском стиле, с разноцветными стеклами в окнах, и посвящена была свв. Царям, Равноапостольным Константину и Елене. Часовня была освящена в 1908 г. и построена была на средства одного русского офицера, который оставил свою военную карьеру, принял иночество в Валаамской обители и особенно благоговейно чтил память преподобного Германа. Из любви к подвижнику он и позаботился создать эту часовню. Этот инок, по имени иеромонах Константин, впоследствии был посвящен в России в епископский сан в 1925-1928 годах).
Судя по письмам, отец Герман лично знал митрополита Новгородского, Санкт-Петербургского и Олонецкого Гавриила, тогда первоиерарха Русской Православной Церкви. До 1793 года отцу Герману предлагали сан иеромонаха, а затем даже архимандрита с назначением главой Пекинской православной миссии, еще раз сан иеромонаха ему предложили в 1808 году, но "он не хотел быть архимандритом, очень понимая, что с каждым возвышением он более и более был бы связан и более и более удалялся от любимой цели: отшельником прославлять Бога своего!" [4].
Десять лет провел отец Герман в Валаамской обители в беспрерывных подвигах поста и молитвы, но Господу было угодно, чтобы он послужил на другом конце земли - на Аляске, среди народа, который еще не постиг истинной веры.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz