Воскресенье, 28.04.2024, 07:27Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
ПРЕПОДОБНЫЙ ГЕРМАН АЛЯСКИНСКИЙ - Жизнеописание -11

Головнин, Василий Михайлович (1776-1831). Морской офицер, впоследствии Морской Министр. Первое посещение Аляски и Кадьяка - 1810 г., командир шлюпа "Диана". Неизвестно, встретился ли Головнин с преп. Германом в этот визит. Судя по всему, в его первое путешествие такая встреча не состоялась.

Во второй раз Головнин был на Аляске, командуя кораблем "Камчатка", в 1818 году. У Головнина были широкие полномочии: выяснить ситуацию на Аляске и произвести ревизию РАК. По его приказанию, Баранов был смещен и отправлен в Россию. Некоторые документы об отношениях Головнина с преп. Германом хранятся в Архиве ВМ Флота; другие документы могут быть также в личном архиве Головнина.
Головнин был очень высокого мнения о преп. Германе. В своем сочинении о путешествии вокруг света на "Камчатке" он пишет под датой 10 июля: "Чтобы лучше разведать прямое состояние здешних дел, я отнесся письменно к начальнику духовной миссии монаху Герману, по слухам, человеку умному и благочестивому, которого здесь большая часть жителей довольно выхвалить не может".
Из этого можно заключить, что Головнин встретился с преп. Германом только после июля 1818 года. Головнин был тем самым капитаном, который пригласил преп. Германа на свой корабль, где преп. Герман вел в кают-компании беседу с его офицерами (среди них был Врангель, тогда молодой мичман и тогда еще только лейтенант Муравьев); см. Письмо Яновского игумену Дамаскину.
В своем докладе в Морское Министерство, см. "Записка капитана второго ранга Головнина о состоянии Российско-Американской Компании в 1818 году" (том 4, "Сочинения и переводы Василия Михайловича Головнина", 1864, Санкт-Петербург, стр. 123-198), Головнин пишет (а позже, повторяя его слова, то же говорит Врангель), что все церковнослужители на Кадьяке были развратны, пьяны и т.д. - без всякого основания и доказательств, но делает примечание: "Из всех их один монах Герман, человек трезвый, набожный, скромный, словом сказать настоящий и совершенный монах, который во все время вел себя одинаково; за то несколько раз промышленные покушались на его жизнь" (см. стр. 184-186).
Далее Головнин пишет, в части "О состоянии алеут в селениях Российской Американской Компании...":
"Для достижения цели сей, по прибытии моем на остров Кадьяк, где наиболее злоупотреблений компании существует, я отнесся письменно к начальнику тамошней духовной миссии, монаху Герману, человеку старому, набожному, скромному и трезвому, о котором все наши офицеры, бывшие в том крае, отзывались с отличною похвалою. Я требовал от него формального и беспристрастного уведомления по долгу его звания и обязанности к Богу, справедливы ли показания г. Лисянского и всех путешественников, напечатанные насчет жестокости компанейских служителей в отношении к природным жителям, и он на всех статьях замечаний г. Лисянского своеручно подписал, что они совершенно справедливы и в письме своем, под № 3 здесь приложенном, тоже подтвердил (см. стр. 189).
Стр. 190-191: ...И наконец требовал я от него же, Германа, уведомления: каким образом производится здесь суд и наказания, ибо по нашим законам: без суда никого наказать нельзя;... на сии статьи начальствующий миссией монах Герман меня уведомил: 1) что компания никогда не давала им способов вести метрические книги и не сообщала ни о родившихся, ни об умерших и что алеуты часто во множестве умирают в отдаленных посылках, а потому и метрических книг при миссии нет.
На второй вопрос дал он ответ, что по неограниченной власти здешних начальников женский пол действительно претерпевает обиды и бесчестие, и что для поддержания веры и нравственности мер никаких не принимается; а на третий, что заведения подобного суду или следственной комиссии, в компанейских колониях никогда не существовало, а все дела решаются и наказание производится волею одного человека. Ответы сии находятся в копии вышеупомянутого отзыва миссионера Германа под № 3, в документах приложенной, и в другой, находящейся при оных под № 4".
Эти документы, насколько я знаю, никем не исследованы, но по всей вероятности они хранятся в архиве Военно-Морского Флота в Петербурге, наверное в делах В.М. Головнина или в делах Морского министерства. Также нужно просмотреть личный архив Головниных, т.к. там могут оказаться личные воспоминания о преп. Германе.

Яновский, Симеон Иванович (1789-1876). Морской офицер. Поступил на службу РАК в 1816 г. Прибыл в Америку в 1817 г. на корабле "Суворов", на котором лейтенант Яновский был первым помощником (Капитана Понафидина) до Ситки. В Ситке (Новоархангельск) женился на дочери Баранова, Ирине Александровне (в январе 1818 г., в церкви св. архистратига Михаила). После смены Баранова с ними жила младшая дочь Баранова Екатерина, которой тогда было 12 лет. У Яновских было двое детей: Александр и Мария. Оба родились на Аляске. Александр, морской офицер, кончил жизнь монахом (иеромонах Христофор). Яновский на Аляске был помощником и заместителем Гагемейстера. После ухода Гагемейстера стал Главным правителем Российских колоний (1818-1820).
Когда он принял должность, то сразу же написал о. Герману о своем желании посетить его на Кадьяке. Письмо сохранилось в копии в архиве РАК. Яновский был на Кадьяке во время эпидемии гриппа 1819 г., когда преп. Герман, оставив свой скит, ухаживал за больными. После эпидемии святой старец забрал к себе в скит сирот и воспитывал их (см. Очерк, издание Валаамского монастыря 1894 г. и Жития, воспоминания Яновского).
Яновский оставил Аляску в 1821 г. После смерти Ирины Яновский женился вторично (в 1826 г.). От этого брака у него было четверо детей. В 1864 г. он оставил свою вторую жену и ушел в монастырь, в Калуге. Принял схиму. Умер 6 января 1876 г. В своих письмах на Валаам, в 1860-х годах, он называл преп. Германа своим наставником. В своих воспоминаниях, посланных на Валаам в 1864-65 гг. (см. Очерк... 1894 г., Приложение) Яновский дает много ценного материала, но есть ошибки, особенно в датах. Рисунки, который Яновский послал игумену Валаамского монастыря, считают сделанными его дочерью, монахиней. Этот вопрос, об авторстве рисунков еще не исследован.

Муравьев, Матвей Иванович (1784-1836), морской офицер. Главный Правитель Российских Колоний в Америке 1820-1825. Впервые встретился с преп. Германом на Кадьяке ранним летом 1818 г., когда он служил на шлюпе "Камчатка" под командой В.М. Головнина. Как свидетельствуют его письма к старцу, сохранившиеся в архиве Российско-Американской компании в Национальном Архивном Хранилище в Вашингтоне, преп. Герман произвел на него большое впечатление. Когда в 1824 г. вновь прибывший белый священник Фрументий Мордовский пытался подчинить себе оставшихся членов миссии, о. Германа и о. Афанасия, сделал обыск их жилья и приказал преп. Герману оставить Еловый остров, Муравьев немедленно защитил их и подал заявление о беззаконных действиях Мордовского по инстанциям в Синод.

Врангель, Фердинанд Петрович (1796-1870). Первый раз прибыл на Аляску в 1817-1818 гг., мичман на корабле "Камчатка", под командой В.М. Головнина (см. выше). Можно предположить, что он тогда же впервые встретился с преп. Германом. Второй раз Врангель был на Аляске осенью 1826 г. как командир корабля "Кроткий". Неизвестно, посетил ли он Кадьяк летом 1826 г. "Кроткий" ушел в Кронштадт из Ситки 12 октября.
Служил главным правителем Российских Колоний в Америке с 1830 по 1835 г. Посещал Кадьяк несколько раз. Был близок к преп. Герману. Выслал из колоний о. Фрументия Мордовского, который очень плохо относился к членам Миссии. Мордовский выслал иеромонаха Афанасия в Россию и обыскивал келию преп. Германа, стараясь отобрать деньги, которые св. старец собирал на постройку церкви. Перевел на Кадьяк о. Соколова из Ситки. Соколов был священником на Кадьяке во время смерти святого и зарегистрировал в метрической книге дату его смерти.
Врангель посетил преп. Германа на Еловом в 1831 году. По его приказу, скит на Еловом тогда же был официально назван, как желал Старец, Новый Валаам.
Врангель распорядился о постройке новой часовни на Еловом острове во имя Сретения Господня, вместо дряхлой, построенной ранее преп. Германом (позже, в 1857 г. РАК снова выстроила новую часовню на том же месте; сейчас приблизительно там же стоит чудесная часовенка, построенная и расписанная стараниями членов Братства преп. Германа).
По распоряжению Врангеля, никто, алеуты, креолы или русские, не имели права селиться на территории Нового Валаама без разрешения о. Германа. Никто из тех, кто живут на Новом Валааме у о. Германа, не могут быть взяты на службу компании без его согласия. Если кто-нибудь из жителей Нового Валаама хочет поступить на службу компании добровольно, нужно посоветоваться с о. Германом. Если у о. Германа будет нужда пополнить скот или приобрести новые инструменты, то ему немедленно должна быть оказана помощь, без всяких промедлений. Эти сведения содержатся в письме от главного правления РАК в Департамент Мануфактур и внутренней торговли от 13 января 1835 г. Это был ответ на запрос Департамента, обращенный к РАК по просьбе Обер-прокурора Синода. Синод требовал сведений о судьбе преп. Германа (РАК Синоду ничего не сообщала). Документы находятся в РГИА в Петербурге, шифр: Фонд 797, опись 4, дело 168466 л. 12 и обороте. Кроме того, Врангель пишет (в другом источнике), что о. Герман просил прислать ему новое евангелие и он исполнил эту просьбу.

Купреянов, Иван Антонович (17997-1857). Морской офицер, позже контр-адмирал. Главный правитель Колоний с 1835 по 1840 гг. Относился к святому старцу очень хорошо, передавал ему заказанные иконы и книги. В 1836 г. назначил, по просьбе старца, в помощь ему Рюппе. Виделся он с преп. Германом, кажется, только один раз. В 1836 году на Кадьяк пришла эпидемия оспы, и все усилия Купреянова в течении двух лет были направлены на борьбу с ней. Сохранились два письма Купреянова к преп. Герману (см. Архив Российско-Американской компании в Национальном Архивном Хранилище в Вашингтоне). Также сохранилось сообщение Купреянова в Петербург, в главное правление компании, о смерти старца.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Н.Я. Озерецковский, "Путешествие по озерам Ладожскому и Онежскому", СПб, 1792 г. (Процитировано по "Валаамский монастырь и его подвижники", СПб, 1889 г., сс. 101-2).
2. Жизнь валаамского монаха Германа, американского миссионера, СПб, 1894 г., стр. 5.
3. Валаамский монастырь и его подвижники, СПб, 1889 г., стр. 263.
4. Ф. П. Врангель, "Кадьякский отдел, остров Кадь-як", "Русская Америка в неопубликованных записках К.Т. Хлебникова", составитель Р.Г. Ляпунова и С.Г. Федорова. Л., 1979 г., стр. 246.
5. Письмо Г. И. Шелихова правителю Северо-восточной американской компании А. А. Баранову, 1794 г. августа 9-го // "Русские открытия в Тихом океане и Северной Америке в XVIII веке", редакция А. И. Андреев, М., 1948 г., стр. 342.
6. С. Окуня, "Российско-Американская компания", Л., 1939 г., стр. 31.
7. Письмо Г. И. Шелихова... Указ. соч. стр. 345.
8. Там же, стр. 346.
9. Окунь С. Указ. соч. стр. 167.
10. В. Пассек, "Очерки России", Книга 5, М., 1842 г., стр. 234.
11. Письмо архимандрита Иоасафа к Шелихову от 18 мая 1795 г. с о. Кадьяк. Тихменев П. А., "Историческое обозрение образования Российско-Американской компании., СПб, 1863 г. том 2-ой. Приложения, сс. 102-3.
12. Там же, сс. 101-7.
13. Пассек В. Указ. соч. сс. 224-8.
14. Там же, сс. 230-4.
15. Письмо о. Гедеона митрополиту Амвросию от 1 июня 1805 г. // Русская Америка: По личным впечатлениям миссионеров, землепроходцев, моряков, исследователей и других очевидцев, Москва, 1994, стр. 87.
16. Вениаминов И. С. Записки об островах Уналашкинского отдела, СПб. 1840, часть 2-я, стр. 145.
17. Врангель Ф. П. Указ. соч. стр. 244.
18. Письмо о. Гедеона митрополиту Амвросию от 2 июня 1805 г. // Русская Америка: По личным впечатлениям... Указ. соч. сс. 89-92.
19. Инструкция Н. П. Резанова о. Гедеону от 25 декабря 1805 г. // Там же, сс. 44-47.
20. Письмо о. Гедеона А. А. Баранову от 17 мая 1807 г. // Там же стр. 103.
21. Письмо о. Гедеона к о. Герману от 11 июня 1807 г. // Там же, стр. 109-110.
22. Американский Православный Вестник. 1899, № 17, стр. 469.
23. Львов А. Краткие исторические сведения об учреждении в Северной Америке православной миссии, об основании Кадьякской епархии и деятельности там первых миссионеров. // Церковные ведомости, 1894 г., № 39, стр. 1369.
24. Врангель Ф. П. Указ. соч. стр. 244.
25. Американский Православный Вестник, 1899, № 17, стр. 469-470.
26. Там же, № 18, стр. 492-493.
27. Письмо С. И. Яновского к игумену Дамаскину от 22 ноября 1865 г. // Валаамские миссионеры в Америке (в конце XVIII столетия). СПб, 1900 г., стр. 136.
28. Американский Православный Вестник, 1899 г., № 17, стр. 467-469.
29. Валаамские подвижники. СПб, 1997 г., стр. 98.
30. Письмо Петра, епископа Ново-Архангельского, викария Камчатской епархии, от 12 мая 1866 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 158.
31. Головнин В. М. Путешествие на шлюпе "Камчатка" в 1817, 1818 и 1819 годах. Москва 1965 г., стр. 129.
32. Записка капитана 2-го ранга Головнина о состоянии Алеутов в селениях Российско-Американского компании, и о промышленных ее. // Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана. СПб., 1861 г., Выпуск 1., стр. 117-118.
33. Там же, стр. 120-121.
34. Валаамские подвижники. Указ. соч. стр. 103-105.
35. Американский Православный Вестник. 1899 г., № 17, стр. 467.
36. Там же.
37. Письмо о. Германа к С. И. Яновскому от 28 декабря 1818 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 151.
38. Американский Православный Вестник. 1899 г., № 18, стр. 493-494.
39. Письмо С. И. Яновского игумену Дамаскину от 22 ноября 1865 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 131-144.
40. Там же. стр. 143-144.
41. Там же. стр. 135.
42. Там же. стр. 141.
43. Письмо о. Германа Валаамскому игумену Ионафу от 13 декабря 1819 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 190-4.
44. Письмо о. Германа к С.И. Яновскому от 20 июня 1820 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 145-148.
45. Врангель Ф. П. Указ. соч. стр. 244-5.
46. Письмо С. И. Яновского игумену Дамаскину от 22 ноября 1865 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 133-4.
47. Американский Православный Вестник. 1899 г., № 18, стр. 404-495.
48. Там же. стр. 497.
49. Рассказ богомольца Г. М. Лазарева об о. Германе, октябрь 1864 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 126.
50. "Сведения об отце Германе" собранные от разных лиц креолом К. Ларионовым. // Там же, стр. 172-8.
51. Письмо М. И. Муравьева к о. Герману от 5 ноября 1820 г. // Архив Русско-Американской Компании, № 66, f.62.
52. Письмо М. И. Муравьева к о. Герману от 5 ноября 1820 г. // Архив Русско-Американской Компании, № 68, f. 62v.
53. Львов А. Указ. соч. № 39, стр. 1370.
54. Рассказ богомольца Г. М. Лазарева... Указ. соч. стр.125.
55. Врангель Ф. П. Указ. соч. стр. 245.
56. Письмо И. Куприянова к о. Герману от 3 марта 1836 г. Архив Русско-Американской Компании, № 47, f. 31.
57. Письмо И. Куприянова к о. Герману от 16 октября 1836 г. Архив Русско-Американской Компании, № 481, f. 351.
58. "Сведения об отце Германе"... Указ. соч. стр. 175.
59. Там же, стр. 179.
60. Там же, стр. 181.
61. Записка об о. Германе о. Петра Кашеварова от 7 сентября 1866 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 186.
62. "Сведения об отце Германе"... Указ. соч. стр. 178.
63. Там же., стр. 175-176.
64. Жизнь Валаамского монаха Германа... Указ. соч. стр. 22.
65. Письмо игумена Дамаскина к архиепископу Иннокентию от 27 декабря 1866 г. // Избранные труды святителя Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского, апостола Сибири и Америки. Москва 1997 г., стр. 350.
66. Письмо С. И. Яновского игумену Дамаскину от 22 ноября 1865 г. // Валаамские миссионеры... Указ. соч. стр. 144.
67. Письмо архиепископа Иннокентия к игумену Дамаскину от 1 марта 1867 г. // Избранные труды святителя Иннокентия... Указ. соч. стр. 350-1.
68. "Сведения об отце Германе"... Указ. соч. стр. 172.
69. Там же, стр. 177.

http://www.russian-inok.org/books/prep_german.html


1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz