Пятница, 19.04.2024, 09:58Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Форма входа

Категории раздела

Поиск по сайту

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей
Главная » Статьи » Сегодня » Города

История Казанского женского монастыря близ города Данилова

История Казанского женского монастыря близ города Данилова

11.07.2013

Казанский женский монастырь на Горушке близ города Данилова основан в 1894 году монахиней Михаилой по благословению ее духовного отца, святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мирское имя ее - Параскева Петровна Козлова, она уроженка Тверской губернии, родилась в 1842 году в купеческой семье.  Получив домашнее образование, она с малых лет приобщилась к церкви и уже в молодости состояла в сестрах-послушницах в Вышневолоцком Казанском монастыре на клиросном послушании. В возрасте пятидесяти лет, Параскева Козлова получила благословение своего духовного отца основать новый монастырь. Как мы увидим далее, вся ее последующая деятельность всецело была посвящена осуществлению этой цели. Сразу по прибытии первым делом Параскева Петровна определяется сестрой-послушницей Ярославского Казанского монастыря и, спустя всего три месяца, постригается в монахини, приняв имя Михаила. Произошло это 13 февраля 1894 года. Видимо, в это же время в безлюдной местности Горушка вблизи Данилова, где до того времени росли одни сосны и пасли скот, раздались голоса и застучали топоры: на личные средства монахини началось строительство 16-келейного деревянного корпуса с церковью и хозяйственных построек для будущей общины. Уже летом того же года все работы были закончены, посреди бора, источая смолистый аромат и сверкая на солнце янтарными бревнами, поднялись добротные двухэтажные корпуса и засиял крест небольшой деревянной церковки.

Все было готово, чтобы принять желающих удалиться от мирской жизни. При церкви был и свой приход, и поэтому на богослужения, кроме сестер, собирались и прихожане, и многочисленные паломники, отчего всегда в ней было тесновато, и порой, особенно в праздники, молящимся приходилось стоять на улице. В одном здании с церковью были и кельи, в которых жили послушницы и монахини. К открытию обители в ней также имелись, кроме главного корпуса с церковью: деревянный двухэтажный дом под тесовой крышей с трапезной и просфорной (пекарней) на втором этаже и с кухней на первом, баня с водопроводом, погреб, два сарая и сторожка. С этого небольшого хозяйства и началась жизнь общины. Постройкой в 1899 году второго общежительного корпуса с 16-ю кельями количество сестер, которое могла содержать община, стало превышать 80 человек. В большинстве это были молодые крестьянские и мещанские девицы, родом из всевозможных губерний необъятной Российской империи, среди них около десяти были, к примеру, дочери донских казаков. В общине было всего 4 монахини, навсегда удалившиеся от общества и принявшие новые, святые имена; остальные же состояли в сестрах-послушницах, то есть исполняли различные послушания.  

В 1897 году в бору, у перекрестка Романовской и Вахтинской дорог, открыта была небольшая деревянная часовенка. Торговые люди (купцы и крестьяне), ехавшие по этим дорогам на ярмарки, останавливались около нее, молились и делали пожертвования. В 1899 году был построен второй общежительный корпус на 16 келий, также на каменных столбах и крытый железом. C устройством в Нохрине (эта деревня сейчас не существует) в 1897 году собственного кирпичного завода настоятельница Михаила начала строительство двухъярусной колокольни со святыми вратами, освящение которой состоялось уже в 1900 году. Это была, наверное, самая красивая колокольня в Данилове, белокаменная, нарядная, с не менее красивым звоном. Не успев ещё стать монастырем, на рубеже XX века молодая, шести лет от роду, Даниловская православная женская община в честь Казанской иконы Божьей Матери на Горушке, ведомая неутомимой христианской подвижницею матушкой Михаилой, взвалила на себя непосильную ношу - постройку гигантского собора невиданных в округе размеров и великолепия. Не имея достаточного земельного надела, обитель жила в основном за счет благотворителей. Но, с получением святого благословения своего покровителя отца Иоанна Кронштадтского и завещанных купчихой Ворохобиной 20 тысяч рублей, помыслом настоятельницы Михаилы началось невиданное для Данилова строительство трехпрестольного храма. По проекту оно оценивалось в 155 тысяч рублей.

В первые годы, благодаря накопленным заранее материалам и средствам, стройка споро двигалась вперед, точнее вверх: в 1901 году был завершен фундамент из бутового камня и дальше, кирпич за кирпичом, вырастали из земли красные стены, стянутые щетинистой сеткой строительных лесов. В Данилове замечали их тяготы и жертвовали чем могли: в 1904 году даниловский купец Алексей Никифорович Масаинов (владелец магазина) жертвует монастырю целый каменный дом на углу Ярославской и Воскресенской улиц. Игуменья Михаила тотчас распорядилась сдавать верхний этаж под квартиры, нижний - под лавки, в угловой же комнате 12 сентября 1904 года была открыта часовня в память рождения наследника престола цесаревича Алексея Николаевича. 

2 января 1909 года не стало великого праведника, дорогого батюшки, как звали его в народе, покровителя и благодетеля общины Иоанна Кронштадтского, а через несколько месяцев слегла и матушка Михаила. С батюшкой Иоанном исчезла могучая духовная сила, что питала тот неутомимый источник деятельной энергии, на котором взросла и держалась обитель. Лишенный поддержки, этот живительный источник, каковым и являлась настоятельница монастыря матушка Михаила, угас 5 октября 1909 года. Не прошел и год, как после смерти своего духовного наставника отошла в жизнь вечную основательница и устроительница общины и погребена была рядом со своим детищем - домовой церковью и келейным корпусом. Отпевание и погребение игумении Михаилы совершил, будучи Архиереем Ярославской епархии, святитель Тихон (Белавин), впоследствии Патриарх Всея Руси. Над могилой ее сооружено было надгробие с иконкой и неугасимой лампадой, что светила день и ночь над местом, ставшим монастырской святыней.

Недолго горела монастырская свеча. Едва исполнилось обители 33 года, как ее закрыли. Зимой 1927/28 года в монастырь пришли из города вооружённые люди в шинелях и кожанках, и без излишних церемоний приказали сёстрам очистить здание обители. Всё нажитое женскими руками с превеликим трудом, с потом и кровью, в один миг было отнято. Послушницы и монашки разбрелись по заснеженному городу с узелками в руках, в которых умещались все их немногочисленные пожитки. Ох, и трудно же им пришлось в то время. Приютились кто где, снимали углы, комнатушки, подвалы. На работу их, конечно же, никуда не брали, некоторые жили милостыней и подаяниями. Многие уехали к себе на родину, остальные стали устраиваться как-то в Данилове: у кого-то здесь были родственники, у кого-то знакомые, а чаще просто добрые люди помогали. Шло время. Бывшие насельницы монастыря повыходили замуж, обзавелись семьями, работой. Монашки же (их было всего шестеро) устроились при церквях, или уезжали в другие монастыри. Отец Захарий ушёл в Любим, в Свято-Геннадьев монастырь, где и умер впоследствии. К многочисленным сочувствующим обители людям в Данилове, несомненно, относился и мещанин Григорий Михайлович Леонтьев, бывший церковным старостой при Воскресенском соборе и владевший двухэтажным каменным домом на улице Петербургской (ныне III Интернационала). В этом-то доме и приютил Григорий Михайлович саму игуменью Марию с послушницами Грушей Грибковой и Шурой Соколовой.

Игуменья Мария недолго прожила после закрытия монастыря. Она умерла в начале 30-х годов, вернее сказать, угасла подобно свече без воздуха в своей комнате в доме Леонтьева и была похоронена на городском кладбище. Перед смертью она мало выходила на улицу, вышивала платки, чем зарабатывала себе на жизнь, сидя у окна, из которого открывался изумительный вид на Горушку и Казанский собор (это не для красного словца, вид из окон того дома действительно изумительный: на Горушку, на сосновый бор, и сам собор оттуда как на ладони). Не обошел стороной бывших обитательниц горушенской обители черный 1937 год. Но, увы, узнать что-либо определенное об этом не удалось, слишком темны были те времена, но при этом всё же существуют бесспорные свидетельства того, что некоторые из бывших послушниц монастыря прошли сталинские лагеря. В 1937 году за церковную деятельность был осужден и сослан в Сибирь Григорий Михайлович Леонтьев - тот самый, который приютил игуменью Марию в своем доме. Там он пропал бесследно, и лишь несколько лет назад его имя промелькнуло в списках реабилитированных.

В зиму 1926 года, уходя из монастыря, монашки унесли с собой лишь то, что было на них одето. Все огромное хозяйство, леса, пожни, огороды, дворы, двухэтажные, каменные и деревянные дома, скотина, пасека, церковная утварь, счет в банке - все было враз отнято местными властями. В главном корпусе монастыря размещено было общежитие пединститута, а в каменном здании бывшей трапезной организован детский приют. Поколение детдомовцев до сих пор с волнением и теплотой вспоминает довоенное привольное детство среди могучих сосен Горушки. В 31-м году на базе монастыря (в целости остались все хозяйственные постройки) была организована сельхозартель "Красная Горушка", желающие поселиться в пустующие кельи быстро нашлись. Колхозники зажили хорошо, а хозяйство сразу же стало передовым. В колхоз приезжали новые люди, строили дома. Горушка стала поселком. В Казанском соборе до войны были оборудованы колхозное хранилище и склады, водонапорная башня и работала небольшая электростанция. В алтарной его части одно время действовал даже сельский магазин.

В 60-е годы было построено новое зернохранилище уже в совхозе "Даниловский". Собор был передан государству и тем самым остался без присмотра, тогда же и началось его разрушение, с крыши стало исчезать кровельное железо, из окон - цветное стекло, тащили всё, что можно было отодрать, не по зубам старателям пришлась лишь цветная плитка, которой выложен пол собора. Кульминацией разрушения стал пожар в августе 1980 года, когда сгорели его могучие купола. Подгулявшая компания молодых людей залезла внутрь большого купола. Развели костёр, и когда загорелись сухие стропила, испугались и убежали. Приехавшие пожарные лишь усердно тушили головни, падавшие на облепившие собор сараи. Рухнувший большой медный крест с главного купола набежавшая толпа разрубила топорами на куски - думали золото. Монастырские дома, хоть и обветшавшие порядком, до сих пор стоят и служат людям. Вот, правда, один из этих добротных домов сгорел начисто в начале 80-х годов . Не повезло и главному монастырскому зданию, в котором располагалась домовая церковь, оно рухнуло вконец изветшавшее, в начале 90-х годов, не дожив немного до своего 100-летия.

В 1988 году силами и чаяниями группы энтузиастов, краеведов Данилова, патриотов малой родины, были проведены субботники по спасению жемчужины - этого чудом сохранившегося, но и немало пострадавшего, оскверненного , обезглавленного украшения города. В ту пору в "Северянке" шли дебаты о целесообразности его восстановления . Многие считали, что лучше средства и силы горожан направлять на благоустройство и озеленение улиц. Кто знает, какая участь была бы у многострадального Казанского собора, открытого всем ветрам, если бы эти доводы убедили горожан. Но Милостью Божией большинство даниловцев сердцем расположились к восстановлению святыни. Многое удалось сделать - храм расчистили от мусора, срезали водонапорную башню, бывшую в алтаре, разобрали кирпичные перегородки, заграждавшие алтарь, тем же кирпичом заложили проемы, установили металлическую дверь. Но устраивать концертный зал, художественную галерею и музей в соборе не стали - слишком много нужно средств.

Святыню решено было вернуть Православной Церкви и использовать по назначению. Открытый в 1992 г. приход просуществовал 11 лет. Тогда было немало сделано отцом Георгием (Усковым). При малочисленности прихода и недостатка средств батюшка стал вести переписку и получал помощь отовсюду, даже из-за границы. "С миру по нитке" выстроил отец Георгий соборный дом (иначе ему с семьей просто негде было жить), восстановил купола, застеклил часть оконных проемов... Еще понадобится много сил и средств для его возрождения.



Источник: http://www.muzcentrum.ru/news/2013/07/item8085.html
Категория: Города | Добавил: Майя (11.10.2013)
Просмотров: 1052 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz