Перевод Тани Марчант
Первые жители
По мнению ученых, Аляска была открыта сибирскими охотниками - прародителями большинства туземных американских индейцев, которые в Ледниковый Период мигрировали на север в поисках мамонтов - основного животного, на которое охотились люди Каменного века.
Древние люди мигрировали на Американский континент через Берингов пролив, который в те времена являл собой 1600-километровый ледяной природный мост между двумя континентами. Когда климат изменился, и наступило потепление, лед растаял, и уровень воды мирового океана поднялся, затопив этот мост и разделив Сибирь и Аляску Беринговым морем.
Раскопки исследователей и ученых на территории Аляски открыли нам интересные факты: были найдены предметы из обихода человека, которые применялись в его хозяйстве 12 тысяч лет назад - то есть еще за несколько веков до окончания Ледникового периода. По-видимому, прародители эскимосской нации появились еще за 6 тысячелетий лет до нашей эры.
Заселение северо-западных земель
Побережье Северо-запада Америки когда-то принадлежало владениям Принца Вильгельма. Индейцы, которые заселяли эти земли северной Калифорнии, тоже постепенно мигрировали на север, привнося на эти земли и свою культуру. Север был богат рыбой: лосось, камбала, треска, сельдь, съедобные виды моллюсков и морских млекопитающих в изобилии водились в прибрежных водах Аляски. На благодатной почве этих земель произрастали тысячи видов растений, пригодных в пищу, а в лесах водилось множество животных. Поэтому земли Аляски были так привлекательны для людей.
Три туземные народности стали основателями и первыми жителями этих мест: Тлингит (Tlingit,) Хайда (Haida) и Тсимшиан (Tsimshian). Люди этих племен заселили юг Аляски.
Самым многочисленным было племя Тлингит.
Они основали множество поселений на этих землях. Тлингит имели свой язык, который ученые относят к внутренней американской группе языков индейцев племени Атабаски. Поскольку Тлингит были самым многочисленным племенем, именно они, как хозяева данной территории, первыми вступили в контакты с русскими путешественниками и землепроходцами, которые пришли на эти земли в 1741 году.
Народ племени Хайда жил на землях Британской Колумбии, на островах Королевы Шарлотты и в южной части Аляски - на островах Принца Уэльского. Традиционно считается, что народы Хайда начали переселяться на север около 1 700 лет назад.
Люди племени Тсимшиан населяли юго-восточное побережье и ближайшие острова в районе нынешнего Форта Симпсон, что находится в округе Британская Колумбия. Этот форт был основан в 1834 году, как следствие деятельности Британской компании в заливе Гудзона (Hudson's Bay Company). А в 1887 году большая группа индейцев племени Тсимшиан под предводительством миссионера англиканской церкви Вильяма Дункана (William Duncan) заселила остров Анетт близ побережья Аляски.
Народы всех трех племен занимались рыболовством. Они рыбачили с помощью рыбных ловушек и сетей. Для охоты на морских обитателей - широко использовали гарпун с веревкой. Для морской охоты - строили лодки-каноэ различных форм и размеров. А для своей охоты на лесных животных - мастерили луки и стрелы,
устраивали разнообразные хитрые ловушки: петли. Арканы и ямы. Свои орудия охоты индейцы обычно делали из дерева, а наконечники гарпунов и стрел - из заостренных, отточенных камней или морских ракушек. Свои изделия индейцы украшали, искусно отделывая их удивительными узорами.
Жили индейцы этих племен в больших домах, в которых, как в общежитиях, жили всей деревней, традиционно считая всех ее жителей - одной семьей.
Социальные отношения в этих племенах строились по принципу матриархата. Свою родословную вели по линии матери. Однако, в племенах Тлингит и Хайда были запрещены браки между родственниками по прямой линии: родными братьями и сестрами. Также у Тлингит существовали кланы, в которых социальные отношения прослеживались от первых легендарных прародителей. Предки прародителей составляли особую аристократию кланов: вождей, старейшин, хозяев и рабов. Однако эти классовые различия постоянно подвергались своего рода переменам и не носили статичного характера.
Каждый клан и каждое племя обычно имело политическую независимость от других племен. Всю добычу от охоты делили в кругу одной семьи-клана, в котором распоряжался свой вождь или старейшина. Каждый клан имел свое божество, своего вождя, свое персональное имя, свои песни и ритуальные танцы. Божествами индейских кланов выступали животные, которые служили главной добычей охоты, а также - силы природы, отвечающие, по мнению индейцев, за длину человеческой жизни и плодородность земли. Индейцы были язычниками и наделяли волшебным духом все живое, всю окружающую природу.
Политическое лидерство достигалось путем соревнований престижа. Если мужчина клана стремился к лидерству, он должен был быть самым удачливым охотником, от которого зависело бы благоденствие всего племени.
Атабаски
В отличие от жителей побережья, которые имели свои богатые природные ресурсы, представители народов языковой группы Атабаски жили в более суровых условиях
Арктики и субарктики на севере континента. Это огромное пространство имело чрезвычайно скудные природные условия, и людям приходилось с большим трудом разыскивать и добывать себе пропитание. Для погодных условий этого региона были всегда характерны долгая зима и короткое холодное лето. Индейцы Аттабаски промышляли охотой на лосей, кабаргу, медведя гризли, диких коз и занимались рыболовством.
Атабаски вели кочевой или полукочевой образ жизни, переходя из одного района в другой в поисках добычи для охоты и рыбалки. В речках ловили форель и щуку, в лесах охотились в основном на кабаргу, зайцев и полярных куропаток. Орудия для охоты и рыбалки использовали те же, что и все индейцы североамериканского континента. И хотя Атабаски много охотились на животных и птиц, однако, периоды, когда их племена голодали, были в жизни Атабасков нередки.
Варианты построек своих домов-вигвамов они конструировали в зависимости от грядущего сезона. Все Атабаски строили свои дома из дерева и жердей с таким расчетом, чтобы в них, помимо семьи могли поместиться так же домашние животные и птица. Кочевые группы индейцев сооружали более легкие жилища. Индейцы таких племен народа Атабаска, как Ингалик (Ingalik), что жили на реке Юкон или племя Каскоквим (Kuskokwim) обычно на зиму строили временное поселение, а на летнюю рыбалку перемещались в биваки- "лагеря". Зимние же дома они строили по принципу эскимосских землянок.
У Атабасков существовали очень простые социальные деления общества. Большее время года они проводили в кругу маленьких групп соседских семей. Сходство между ними существовало в том, что они исповедовали принципы матриархата и родственники поддерживали близкие отношения, соблюдая все обязательства членов одной семьи. Член семьи должен был найти супругу не среди близких родственников, а в другом племени.
Когда природные ресурсы позволяли, несколько племен объединялось для совместной охоты. Несмотря на то, что охотились все вместе, мужчины индейцы соревновались друг с другом за право быть лидером в охоте, на основании чего мужчина мог стать одним из вождей племени. Также вождем племени мог стать индеец, проявивший себя смелым воином в межплеменных конфликтах. Вожди не избирались пожизненно. И если однажды удача отвернулась от вождя, он больше не мог претендовать на лидерство в племени.
У Атабасков существовали традиции и церемониалы, в которых, например, племя встречало и одаривало подарками своих гостей. Также семейная трапеза устраивалась, когда умирал кто-то из членов племени. Когда Атабаски стали участвовать в торговом обмене с "бледнолицыми", они стали чаще устраивать обще-племенные трапезы в честь своих новых партнеров, тем самым моделируя отношения и традиции отношения к "бледнолицым" для племен всего северо-западного побережья Американского континента.
Индейцы устраивали пиры в ознаменование первой охоты, военного подвига, возвращения охотников из долгого похода, удачной мести или нового похода. Мужчина, собирающийся жениться, должен был трижды устроить пир для своего племени. Также церемонии устраивались, когда племя принимало общее решение изгнать за провинность одного из своих членов - тот не мог получить никакой поддержки ни от одного из своих близких в течение минимум одного года.
Атабаски тоже были язычниками. Они жили в мире, населенном множеством духов. Они верили, что после смерти людские души переселяются в животных и использовали эти легенды в своих обрядах.
У Атабасков были специальные члены племен, которые проводили религиозные обряды и отвечали за связь индейцев с миром потусторонних сил. Эти люди звались шаманы. Шаманы были хранителями религиозных обрядов и обладали многими знаниями: как излечить больного; как привлечь удачу к охотнику; как предсказать погоду и будущее.
Эскимосы
Эскимосская культура развивалась на территориях западной Аляски, поэтому естественно, что языки
эскимосов и алеутов так различны между собой. Эскимосы осваивали воды Ледовитого океана и поэтому очень большое внимание уделяли средствам водного передвижения.
Традиционные инструменты хозяйства эскимосов - на территории Сибири были в употреблении еще задолго до их появления на землях Аляски. И эта культура и технологии хозяйствования проникли на территорию Северной Америки и за 4 тысячи лет до н.э. распространилась от Аляски до Гренландии.
От берегов северной Аляски до Гренландии эскимосы охотились на морских животных: нерпу, котиков, китов. Какие-то группы эскимосов охотились на оленей и кабаргу. Эти группы эскимосской народности назывались Эскимосы Карибу (Caribou Eskimo) и обитали в Канаде, на западе залива Гудзона. Другие маленькие группки
эскимосской народности проживали вдоль рек Колвилл (Colville) и Ноатак (Noatak), а также в дельте рек Юкон и Каскоквим (Kuskokwim).
Однако вопреки разнице в местах обитания, эскимосы имели общую культуру, национальную одежду и традиции. Так получилось потому, что еще за тысячи лет назад дикая, первобытная культура этой народности: собачьи упряжки, лодки-каяки и мн. др. - распространилась через Аляску по всей территории Северной Америки до Гренландии.
Социальные отношения в среде эскимосов концентрировались вокруг родовой семьи. Мужчины занимались охотой. Эскимосы Юпик (Yupik Eskimo) имели специальные церемониальные дома, в которых мужчины- эскимосы учили мальчиков искусству охоты, а женщины сидели дома и занимались воспитанием девочек. Большинство эскимосских браков заключалось внутри родовой общины.
Эскимосы охотились и занимались рыбной ловлей. Они имели свои табу и запреты: например не смели смешивать в пищу земную и морскую живность. Эскимосы Берингова моря (Bering Sea Eskimo) имели много ритуалов и обрядов, связанных с охотой на животных. А эскимосы, жившие к северу от их территорий, не имели сходных традиций охоты и рыбалки.
Алеуты
Алеуты очень хорошо приспособились к жизни в трудных природных условиях Алеутских островов. Они научились прекрасно использовать для жизни богатые ресурсы моря. Однако их традиции были забыты и
поглощены более цивилизованной культурой русского народа, с которым алеуты впервые познакомились в 1740 г.
Алеуты строили отдельные землянки, в которых проживали семьями. Иногда алеуты кочевали на северные берега Берингова моря. Это происходило тогда, когда популяции морских животных, мигрировали в другие районы. Тогда алеуты строили сезонные дома и сезонные стойбища.
Общество было разделено на социальные классы: вожаки, простые люди и рабы. Традиции алеутов во многом перекликаются с обычаями племени Тлингит и группами народностей Сибири. Возможно, что изначально алеуты так же исповедовали семейный принцип организации племени. Алеутская община обычно состояла из старейшины-отца и его жены или жен, женатого старшего сына и его семьи, и иногда - младшего брата и его семьи. Маленьких детей обычно отправляли на воспитание к их матерям, которые имели свои собственные дома.
Когда морские воды освобождались ото льда, алеуты выходили в море на охоту. Охотились на котиков, моржей, морских львов и китов. Многие орудия их охоты были сходны с орудиями южных эскимосов: двухместная лодка каяк; костяное и каменное оружие. Алеуты охотились так же и на птиц, 140 видов которых гнездились на Алеутских островах. Для охоты на птиц алеуты использовали боло (веревки, к концам которых привязывались камни - заплетались в косицы и метались в птиц) В рыбалке - использовали сети и гарпуны. Так же, алеуты собирали морских моллюсков и северные ягоды и травы.
Ранние европейские исследования
Российские экспедиции
В 1654 году русский купец Федот Алексеев отправился с востока сибирского полуострова Колыма по реке Погича со своей экспедицией, желая найти земли, богатые золотом, пушным зверем и моржами, кость которых
очень ценилась. В этот поход вместе с ним отправился Семен Иванович Дежнев - как представитель власти, облеченный полномочиями установления пошлины на торговлю с местным населением. В этом путешествии Дежнев был первым исследователем, который открыл морской проход с берегов Арктики к океану.
Сейчас этот морской путь назван Берингов пролив, поскольку доклад Дежнева об открытии пролива так и не дошел до правительства. Правивший Россией в то время царь Петр Первый так и не узнал, что Сибирь тесно соседствует с Северо-Американским континентом. Однако, незадолго до своей смерти, Петр Первый отправил исследовать морские берега Сибири капитана Витуса Беринга - датского навигатора, который находился на российской службе.
Петр послал Беринга в экспедицию с целью изучить и описать северо-восточное побережье Сибири. В 1728 г. экспедицией Беринга был вновь открыт пролив, который впервые увидел Семен Дежнев. Однако, из-за тумана Берингу не удалось рассмотреть на горизонте очертания Северо-Американского континента.
В 1733 году Российское правительство вновь назначило Беринга главой новой экспедиции, целью которой было исследование ресурсов Сибири и учреждение торговли с Японией. В этой своей экспедиции Беринг так же исследовал и американский берег. Экспедиция Витуса Беринга отправилась к берегам Америки из Петропавловска-Камчатского 8 июня 1741 года на двух кораблях: "Святой Петр" (под командованием Беринга) и
"Святой Павел" (под командованием Алексея Чирикова). На борту каждого корабля была своя команда ученых и исследователей.
20 июня корабли пошли по разным маршрутам, 15 июля на корабле Чирикова заметили землю. Предположительно, моряки увидели берега острова принца Уэльского. А корабль под управлением Беринга, который двигался севернее, на следующий день вышел к берегам острова Каяк. Беринг еще с моря увидел вершину горы, которую назвал гора Святого Ильи (Saint Elias), поскольку 16 июля - день Святого Ильи. Корабельный врач, немецкий ученый Георг Вильгельм Стеллер, высадился на берег в числе первых, для того, чтобы собрать какие-нибудь лекарственные растения, чтобы помочь экипажу, страдавшему от цинги. Стеллер собрал на берегу так же некоторые образцы ракушек и трав, обнаружил новые виды птиц и животных из чего исследователи заключили, что их корабль достиг нового континента Северная Америка.
Корабль Чирикова вернулся 8 октября в Петропавловск-Камчатский, но корабль Беринга занесло течением и ветром на восток Камчатского полуострова - к Командорским островам. У одного из островов корабль потерпел крушение, и его выбросило на берег. Путешественники были вынуждены провести зиму на острове, который теперь носит имя остров Беринга. На этом острове командор умер, не пережив суровую зиму. Весной выжившие члены экипажа построили лодку из обломков разбитого "Святого Петра" и вернулись на Камчатку только в сентябре. Так закончилась первая российская экспедиция, открывшая северо-западное побережье Северо-Американского континента.
Российская императрица Елизавета не имела никакого интереса к землям Северной Америки. Она издала указ, по которому обязала местное население платить пошлину за торговлю, но больше никаких шагов в направлении развития отношений с Аляской не делала.
Следующие 50 лет Россия проявляла к этой земле очень мало интереса. Отдельные купцы торговали с алеутами, покупая у них пушнину. Особенно ценился тонкий мех калана - морской выдры. Особенно выгодно российские купцы продавали алеутскую пушнину на рынках Китая.
В 1743 году российские торговцы и охотники за пушниной установили очень тесный контакт с алеутами. Европейские болезни, которые занесли алеутам новые поселенцы, были смертельны для туземцев нового континента. Оспа, корь, туберкулез, венерические болезни, пневмония - стали тем оружием, которое почти истребило алеутов. До контакта с европейцами популяция алеутов насчитывала 15- 20 тысяч человек. В 1834 году их осталось всего 2 247, в 1848 - уже 1 400. С 1864 года, когда на островах поселились русские, популяция алеутов снова резко подскочила до 2 005 человек - благодаря смешанным бракам и притоку новой крови. Но к 1890 снова снизилась до 1 702 человек.
Охотники мигрировали к востоку Алеутских островов вслед за животными, на которых они охотились. Поскольку промысел отдалялся от Камчатки - цены на мех поднимались, и маленькие торговые компании разорились. До 1770 года среди купцов- торговцев и заготовителей пушнины на Аляске считались самыми богатыми и известными Григорий Иванович Шелихов, Павел Сергеевич Лебедев-Ласточкин, а так же братья Григорий и Петр Пановы.
В 1762 году правительницей России стала императрица Екатерина Великая, и правительство снова обратило свое внимание на алеутов. Екатерина издала в 1769 году указ, которым отменила пошлины на торговлю с алеутами, а так же издала указ, которым приказывала озаботить правительство судьбой алеутской народности. К сожалению, указ императрицы остался только указом на бумаге. Без контроля и надзора правительницы за его исполнением.
Конкуренция среди других держав
Испания так же была заинтересована в территориях на Севере Тихого океана. Страх перед Российской экспансией на земли Северной Америки подтолкнул Испанию занять земли Альта Калифорния (сейчас - штат Калифорния) и построить на них свои форты Сан-Диего, Монтерей и другие Калифорнийские поселения.
В 1774, 1777, 1778 и 1790 годах на Аляску посылаются испанские экспедиции. А экспедиция 1790 года уже имеет конкретную цель: исследовать и по возможности завладеть территориями на Аляске. Однако, когда испанские корабли вступили в конфронтацию и кораблями Британской земли Нутка Саунд (сейчас это канадская провинция Британская Колумбия), испанцы
были вынуждены признать свое поражение и отказаться от попыток захватить северные территории.
Британия, Франция и Соединенные Штаты исследовали Аляску, но не пытались приобрести ее территорию. В 1778 году Британский капитан Джеймс Кук составил топографические карты побережья Аляски и посетил алеутские земли. На Аляске Кук и члены его экипажа закупили много ценных шкурок калана, которые с большой выгодой продали в Китае, последующий Британский интерес к Аляске был сконцентрирован на торговле.
Франция тоже послала к Аляске экспедицию под командованием Жана де Галуп, которая возвратилась из своей экспедиции в 1788 году. Но Французская Революция 1789 года оборвала дальнейшие Французские исследования в этом регионе Северной Америки.
Колонизация
Российским купцам-мехоторговцам досаждали иностранные конкуренты. Особенно англичане,
которые предлагали для обмена с местным населением более дешевые товары, чем русские купцы. Русские почувствовали, что необходимо государственное учреждение колонии. В 1784 году купец Шелихов строит и снаряжает собственные корабли и посылает их на остров Кодьяк (Kodiak Island). Постепенно (к 1788 г.) число русских на Алеутских островах и в Северной Америке достигло 500, а к 1794 г. в результате начавшейся деятельности Г.И. Шелихова, оно превысило 800 человек.
Именно благодаря энергии и дальновидности Шелихова в этих новых краях было заложено основание русских владений. Первое постоянное поселение появилось на острове Кодьяк, в бухте Трех Святых. Шелихов возглавил и первую сельско-хозяйственную колонию "Слава России". Составленные им планы поселений включали ровные улицы, школы, библиотеки, парки. При этом Шелихов не был государственным человеком. Он оставался купцом. промышленником, предпринимателем, действовавшим с разрешения правительства.
До 1786 года Шелихов был самым успешным торговцем пушниной на Алеутских землях, но его пушной империи требовались и другие способные руководители. Одного такого помощника он
увидел в Александре Андреевиче Баранове - сибирском купце, который приехал в Кодьяк в 1791 году. Вскоре купец из Каргополя 43-летний Александр Баранов был назначен главным управляющим на острове Кодьяк. Баранов был на грани банкротства, когда Шелихов взял его себе в помощники, угадав в нём исключительные качества: предприимчивость, настойчивость, твёрдость.
Вскоре Баранов перенес представительство компании из бухты Трех святых на север острова, в город Павловск, который имел лучшую гавань и был расположен в лесистой местности, что было очень важно для будущего строительства. Сейчас Павловск (Pavlovsk) - главный город острова Кодьяк.
Перед лицом нового правителя Александра Баранова стояло множество проблем. Большая часть продовольствия и почти все товары для обмена должны были импортироваться из России, а кораблей было недостаточно. Девизом русской колонии стала поговорка: "трудись, не покладая рук". В колонии постоянно не хватало людей для строительства кораблей, защиты колонии, организации бытовой жизни. На помощь пришли местные алеуты. Они и составили главную рабочую силу колонии, охотились на пушную дичь, пока русские занимались обустройством жительства и заготовкой кож и курок зверей. Алеуты охраняли форт и несли стражу.
Во время пребывания Баранова на посту Правителя Русской Америки владения России
расширялись на юг и восток. Баранов основал и построил российские представительства и на Алеутских землях. Самое крупное - Ново-Архангельск (New Archangel), основанный в 1799 году. В 1802 племя Тлингит напало на форт и разрушило его. А в 1804 году Баранов вернулся на эти земли с Российским военным кораблем и разбил Тлингитов. После победы Ново-Архангельск был построен заново. 4 км к югу от этого города, впоследствии вырос знаменитый Аляскинский город Ситка (Sitka).
Баранов верно служил Шелихову, а затем и Российско-Американской компании с 1790 по 1818 год, пока не ушёл на покой в возрасте 71 года. При его жизни о нём ходили легенды: он внушал уважение и страх окружавшим его людям. даже самые строгие правительственные ревизору поражались его преданности делу, энергии и самоотверженности.
Русско-Американская компания
Со слиянием компаний купцов Г.И. Шелихова, И.И. и М.С. Голиковых и Н.П. Мыльникова в 1798 г. была создана и в 1799 г. окончательно оформилась единая Российско-Американская компания.
Она получила от Павла I монопольные права на пушной промысел, торговлю и открытие новых земель в северо-восточной части Тихого океана, призванная представлять и защищать своими средствами интересы России на Тихом океане.
С 1800 г. Главное правление компании, состоявшее из нескольких директоров, располагалось в Петербурге на Мойке у Синего моста. Компания была объявлена находящейся под "высочайшим покровительством". Акционерами компании с 1801 г. стали Александр I и великие князья, крупные государственные деятели.
Шелихов умер в 1795 году. Его зять и законный наследник "Русско-Американской Компании"
Николай Петрович Рязанов в 1799 году получил от правителя России императора Павла Первого право на монопольную Американскую пушную торговлю. Это полномочие обязывало компанию занять под свое владение северные территории еще ранее открытые русскими. И учреждать российские представительства не только на них, но и на новых землях, однако, стараясь не вступать в конфликт с другими державами.
В 1812 году Баранов учредил южное представительство компании (на берегу Калифорнийского залива Бодиджа (Bodega) . Представительство это было названо Русское селение (Selenie Ross), сейчас известное как Форт Росс (Fort Ross). Позже, в 1841 г. Форт Росс был продан Джону Саттеру - немецкому промышленнику, попавшему в историю Калифорнии благодаря своей лесопильне в Колома (Coloma), на территории которой в 1848 году была найдена золотая жила, с которой началась знаменитая Калифорнийская Золотая Лихорадка.
С поста директора Русско-Американской компании Баранов ушел в 1818 году (на пенсию). Он хотел вернуться домой - в Россию, но в дороге скончался.
К руководству компанией пришли военно-морские офицеры, которые способствовали развитию компании. А в 1821 году в политике компании был оговорен такой момент: отныне руководителями Русско-Американской компании должны были быть только военно-морские офицеры. Однако, в отличие от Баранова, флотское руководство очень мало интересовалось самим торговым бизнесом, и крайне нервно относились к заселению Аляски англичанами и американцами. Руководство компании, именем Российского императора, запретило вторжение всех иностранных кораблей на 160 км акваторию близ Российских колоний на Аляске. Разумеется, такой приказ был немедленно опротестован Великобританией и правительством Соединенных Штатов.
Спор с США был урегулирован конвенцией 1824 года, которая определила точные северные и южные границы российской территории на Аляске. В 1825 г. Россия пришла к согласию и с Британией, определив также точные восточные и западные границы. Российская империя дала обеим сторонам (Британии и США) права вести на Аляске торговлю в течение 10 лет, после чего Аляска полностью переходила во владение России.
Покупка Аляски
В 1844 году патент Русско-Американской компании на монопольную торговлю был продлен еще на 20 лет. Компания пыталась получить прибыль из новых источников: добыча угля; китобойный промысел и даже экспортировать лед в Сан-Франциско. Однако, все эти авантюры были неприбыльны.
Продажа Аляски состоялась в 1867 году, спустя недолгое время после того, как появился популярный термин «Русская Америка». Российские владения в Америке были, по сути, не государственной собственностью, а собственностью компаний — сначала нескольких частных русских, а потом, с 1799 года, Российско-Американской... Какого-либо акта о присоединении этих владений у России не было — это были владения российских подданных.
Такого рода собственность была обычным явлением в XVIII — XIX веках (Ост-Индская компания, компания Гудзонова залива и т. п.). Немудрено, что сначала форт Росс, а затем и прочие владения русских в Америке были уступлены. По сути дела состоялась сделка покровителей РАК — правительства и самого императора — с Америкой.
Но более всего на судьбу Русской Америки повлияла Крымская война (1853-56 гг.), которая привела к оскудению казны и в то же время показала незащищенность территорий в Тихом океане перед британским флотом. К 1866 году РАК задолжала министерству финансов 725 тыс. руб. В правительственных кругах начались разговоры о том, что продажа Русской Америки помогла бы пополнить казну и вместе с тем избавила бы от уязвимой и нерентабельной колонии, которая так или иначе отошла бы к Соединенным Штатам. К тому же продажей Аляски Россия приобрела бы союзника в борьбе против враждебной в то время Англии.
В конце концов Российское правительство приняло решение продать Аляску соединенным Штатам и инструктировало барона Стокла заняться переговорами. 11 марта 1867 года Стокл начал переговоры о продаже Аляски с секретарем правительства США Вильямом Сюардом (William H. Seward).
Договор об уступке Россией своих североамериканских колоний Соединенным Штатам за 7 млн.
200 тыс. долларов золотом был составлен в Вашингтоне 18 марта 1867 года. У Сюарда были некоторые трудности с получением согласия правительства на такую грандиозную по тем временам покупку. Но он заручился поддержкой многих Конгрессменов и, наконец, Сенат одобрил покупку, приняв это решение голосованием 37 "за" к 2 "против". Некоторые газеты назвали эту покупку безумием, а Сюарда - сумасшедшим, но, под давлением официальной прессы, общественность США поддержала покупку Аляски.
Подпись и
печать
Александра II
на договоре
появилась
только 3 мая,
но
фактически
Аляска уже
продана.
18 июля Белый Дом официально заявил о своем желании уплатить России сумму, назначенную в
торгах за Аляску.
Российская история освоения Аляски продолжалась 126 лет. Однако активность русских на этих землях проходила, по большому счету, в пределах территории Алеутских островов, Кодьяка и архипелага Александра. Какие-то исследования, безусловно, проводились и внутри континента, но они были ограничены очень немногими поселениями. Пик русской популяции на землях Аляски не превышал 700 человек. Самым значительным вкладом в освоение русскими людьми земель Аляски следует считать деятельность священнослужителей Русской Православной церкви. Они строили на этих землях свои церкви и занимались миссионерством среди местных жителей - Алеутов и Тлингитов. Русская Православная церковь никогда не прекращала своей деятельности. Она служит на землях Аляски и сейчас.