Пятница, 26.04.2024, 06:39 | Главная | Регистрация | Вход |
Аляска - Русская Америка - |
Меню сайтаПоиск по сайту |
Коцебу Отто Евстафьевич
Отсюда Коцебу пошел к Камчатке; 13 июня он выдержал шторм от SW, а после шторма наступил вдруг такой мороз, что все паруса, рангоут и такелаж превратились в сплошную кору. 19-го июня он прибыл в Петропавловский порт и здесь обшил подводную часть своего брига медью, оставшейся после шлюпа "Диана". Поправившись, пошел в Берингов пролив, где открыл остров Ратманова, на Американском берегу залив, названный Зунд Коцебу. "Рюрик" доходил до широты 67° 30° N и не найдя прохода по северной оконечности Америки, вернулся к Уналашке; зимой Коцебу производил обследования в южной части океана, заходил в Сан-Франциско в Калифорнии, на Сандвичевы острова. 1 января 1817 г. был вновь на Маршальских островах и открыл группу Нового Года, сделал съемку группы Румянцева и Крузенштерна. На обратном пути бриг едва не погиб во время сильнейшего шторма 13 апреля, а командир был огромной волной брошен на палубу грудью и получил серьезный ушиб. 18-го апреля "Рюрик" снова чуть не потерпел крушение у острова Унимака и наконец 24-го прибыл в Уналашку. Исправившись, Коцебу 27-го июня пошел к северу, но вступив в холодные страны, почувствовал в груди такую боль, что был принужден вернуться в Уналашку где пробыл с 11-го июля до 18-го августа, когда пошел к Сандвичевым островам, на пути открыл острова Смита, окруженные мелями, на которых опять едва не погиб "Рюрик". Проходя цепь Радяка, открыл и определил обитаемую группу островов гр. Гейдена, затем заходил на Мариинские и Филиппинские острова и 3 августа 1818 г. возвратился на родину. За это плавание Коцебу награжден чином капитан-лейтенанта орденом св. Владимира 4-й ст. и орд. св. Георгия 4 кл. за 18 морских кампаний, — достойно замечания, что он состоял на службе всего 13 лет. С 1819 по 1822 г. Коцебу находился в Ревеле при адмирале Спиридове для особых поручений. В 1823—1826 гг. Коцебу совершил свое второе кругосветное путешествие на шлюпе "Предприятие". Экспедиция сначала предназначалась для открытий, но перед самым отправлением было получено приказание отвезти в Камчатку разные грузы и затем занять пост для охранения берегов Северо-Американских колоний. 28 июля 1823 г. шлюп оставил Кронштадт. 28 сентября Коцебу достиг о. Тенерифа, где хотел пополнить свои припасы и воду, но при входе на рейд Санто-Крус был встречен ядрами — как оказалось потом, губернатор острова был ярый республиканец; 26 декабря прибыл в Рио-де-Жанейро, обогнув м. Горн, 17 января 1824 г. бросил якорь в бухте Зачатия. Идя дальше, 3 марта открыл обитаемый остров, принадлежащий к Низменному архипелагу и назвал его Предприятие; описал вновь острова Аракчеева, Карлгофа, Пализера и Короля Георга и пр. При выходе из архипелага шлюп едва не разбился на коралловом рифе. 14 марта Коцебу бросил якорь в Матавайской бухте острова О-Таити, где простоял 9 дней и произвел съемку как этой бухты, так и бухты Мутуау. При дальнейшем переходе к островам Мореплавателей (Гамоа) 26 марта открыл новую группу островов Беллинсгаузена, а через несколько дней небольшой остров Курдюкова, затем исследовал группу Гамоа. На пути к Камчатке заходил на остров Отдиа (группы Радака) для магнитных наблюдений; 8 июня прибыл в Петропавловский порт, где сдал грузы и пошел в Ново-Архангельск на смену фрегату "Крейсер". В начале октября, с разрешения начальника колонии Муравьева, Коцебу пошел в С.-Франциско, для возобновления провизии; сюда он прибыл 9 ноября во время страшного, небывалого в С.-Франциско наводнения, — это было в день страшного наводнения и в Петербурге. Из Калифорнии Коцебу пошел к Сандвичевым островам; 14 декабря пришел на рейд Гоноруру, где простоял до февраля 1825 г., занимаясь наблюдениями, а шлюп приготовляя к зимнему плаванию в Ситху. 24 февраля был уже на станции в Ново-Архангельске, простоял около 5 месяцев, занимаясь точными определениями места и подробной съемкой входов. Около этого времени была заключена конвенция с Соединенными С.-Американскими Штатами, а потому дальнейшее пребывание в колониях военного судна сделалось бесполезным. 11 августа 1825 г. шлюп "Предприятие" ушел из Ново-Александровска и взял курс к Сандвичевым островам, следуя, по возможности, дальше от путей известных мореплавателей. 4 сентября, Коцебу прошел через то место, где на картах Арросмита находился о-в Maria-Laxaro, но даже признаков земли не было отыскано. 14 сентября пришел в Гонолулу. 6 октября вблизи архипелага Маршалла определил о. Пескадорес, затем сделал открытие еще двух групп Римского-Корсакова — о-ва эти были названы так в честь лейтенанта на шлюпе "Предприятие", впоследствии он был директором Морского Корпуса — и Эшшольца, принадлежащие к цепи Ралик. С 8 ноября 1825 г. до 10 января 1826 г. Коцебу простоял в Маниле, делая исправление на шлюпе. Через Зондский пролив и Индийский океан, где встретил несколько штормов, посетив о-в Св. Елены, где простоял 9 дней — до 7 апреля, Коцебу 9 июня прибыл в Портсмут, а 10 июля стал на якорь в Кронштадте. За это кругосветное плавание Коцебу произведен в капитаны 2 ранга. В 1827 г. назначен состоять при адмирале Спиридове, а потом был командиром корабля "Император Петр I" 23 флотского экипажа в г. Кронштадте. 14 ноября 1828 г. переведен в Гвардейский экипаж и уволен в Ревель для излечения болезни; в 1829 г. произведен в капитаны 1 ранга, 12 февраля 1830 г., по расстроенному здоровью уволен от службы. Последние годы жизни он предался вполне сельскому хозяйству — и на этом поприще заслужил известность между лучшими хозяевами Эстляндии. Проболев тяжело 5 месяцев, он скончался в Ревеле, где и погребен в Вышгороде, в соборе, рядом с адмиралом Грейгом; над его гробом воздвигнута великолепная мраморная гробница. Путешествия Коцебу описаны им самим в следующих сочинениях: "Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 гг., иждивением графа Н. Н. Румянцева, на корабле "Рюрик", под начальством флота лейтенанта Коцебу" (3 ч. СПб. 1821 и 1823 г., 4°) с портретом автора, 10 раскрашенными рисунками, 2 чертежами и атласом карт в 21 лист. Это сочинение было переведено на немецкий язык (Weimar 1821 и Hannover 1821), английский (London, 1821) и голландский (Amsterdam, 1822); "Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Государя Императора Александра Первого, на военном шлюпе "Предприятие", в 1823, 1824, 1825 и 1826 годах, под начальством флота капитан-лейтенанта Коцебу" (Изд. Морского ведомства. СПб. 1828 г., 8°, IV ненум. и 200 стр. с 4 л. карт) — было переведено на английский язык (London, 1830), шведский (Stokholm, 1830) и немецкий (Weimar, 1830 и Leipzig, 1848). Кроме того, в "Русском Инвалиде" за 1820 г. напечатано: "Краткое известие о путешествии лейтенанта О. Коцебу на "Рюрике". Из письма к родителю"; в "Сыне Отечества" за 1822 г., № 45 "Оправдание Коцебу. Против Quarterly Review. "О путешествии на "Рюрике" — в "Русском Инвалиде", за 1823 г., № 25; Ответ г. Коцебу на статью "Замечания русского на некоторые отрывки, помещенные в путешествии г. Коцебу вокруг света, изданном на немецком языке (Русский Инвалид 1822 г., 284 — ·7, 9. 301—6); "О плавании шлюпа "Предприятие" в Южном море, 1824 г.". (Записки Государственного адмиралтейского департамента, 1825 г., VIII и IX; 1826 — XI); выписка из журнала брига Рюрик от Камчатки до Нового Альбиона; (Дух журналов, 1817 г., XXI); Известие о плавании корабля "Рюрик" 1 октября 1811 г.—16 июля 1818 г. ("Сын Отечества" 1818 г., 32). "Общий морской список", СПб. 1893, VII, 318—320; "Материалы для истории русских заселений по восточным берегам Восточного океана", выпуск 4 "Морск. Сборн.", 1861 г., № 4, приложение; "Русские кругосветные путешествия", Ивашинцев — Записки Гидрографического департамента, 1849 г., VII, 1850, VIII; "Двукратные изыскания в южном Ледовитом океане Беллингсгаузена" — Зап. учен. ком. Морск. Штаба, XI; "Записка о упражнениях Госуд. Адмир. департамента по ученой части за 1823 г. "Зап. Гос. Адм. Деп.", 1824 г., VI; "Инструкция капитану-лейтенанту Коцебу, отправляющемуся в дальний вояж", там же VI; "Мнение Ф. И. Шуберта о наблюдениях на шлюпе "Предприятие" капитан-лейтенанта Коцебу над размахами маятника". 1826 г., там же X; "Мнение проф. Щеглова об ученых трудах Ленца и Гофмана и бездействии доктора Ештальца в кругосветном плавании на шлюпе "Предприятие" там же X, XI и 1827 г., ХII; "Мнение астронома Вишнякова об ученых трудах Прейса на шлюпе "Предприятие"; там же 1827, XII; "Патриотическое предприятие Румянцева посылки "Рюрика" — "Сын Отечества" 1815 г., № 14; "Отправление "Рюрика" из Кронштадта", там же 1815 г., 31; "Выписка из журнала командующего "Рюриком" лейтенанта Коцебу, там же 1817 г., № 18 и СПб. Вед. 1817 г., №№ 41, 44, 46 и 47; "Рассмотрение открытий ученых в Великом океане на корабле "Рюрике" — Крузенштерн, — "Сын Отечества, 1822 г., 23 и 24; "Известие, сообщенное Мальтбрюном о путешествии г. Хорнса вокруг света на бриге "Рюрик", под начальством г. Коцебу, "Северный Архив" 1822 г., III, 17 "Письмо Ленца; из Бразилии" — "Сын Отечества", 1824 г., 21; "Путешествие по южному Австральному океану и вокруг света капитана Коцебу и Бэнчея. Из Rev. encycl." — "Московский Телеграф" 1831 г., XLI, 21 и 22; "Оттон Евстафьевич Коцебу" — "СПб. Ведомости" 1846 г., № 68; Военно-энциклопедический лексикон, СПб. 1855 г.; ч. VII. П. Белавенец. {Половцов} Коцебу, Отто Евстафьевич — капитан 1 р., рус. морепл-ль, сын писателя Августа К., род. 19 декабр. 1788 г. в Ревеле. Воспит-к кадетск. корпуса, по окончании которого волонтером совершил кругосвет. плавание на шлюпе "Надежда" под ком. Крузенштерна. Участвовал в войне 1808—1809 гг. со шведами, командуя взятым у них транспорт. "Фрау Корнелия". В 1815 г. К. был назначен командиром брига "Рюрик" (180-тон.), снаряженного на личные средства канцлера гр. Румянцева с целью найти путь из Тих. океана в Атлантический вдоль сев. бер. Америки. Инструкции для плавания выработаны были Крузенштерном и астрон. Горнером, и участие в эксп-ции приняли ученые Вармшольд и Шамиссо. 1815 г. Выйдя из Кронштадта 30 июля и направляясь к бер. Ю. Америки, "Рюрик" 23 ноябр. пересек экватор, а 12 декабр. был в Бразилии (о-в святой Екатерины). Обогнув мыс Горн, К. вышел в Тихий ок., открыл целый ряд о-вов (о-ва Румянцева, Спиридова, цепь о-вов Рюрика, о-в Крузенштерна, о-ва Кутузова и Суворова) и определил положение ранее открытых о-вов (Пендриковы о-ва и др.). 19 июня К. пришел в Петропавловск и, произведя необходимый ремонт, направился в Берингов прол.; здесь им открыты о-в Ратманова и на амер. берегу Зунд Коцебу. Дойдя до шир. 67° 30' N и не найдя прохода, К. вернулся к о-ву Уналашке. Зимой он плавал в юж. части Тих. ок., посетил С.-Франциско, о-ва Сандвичевы и Маршальские, открыл группу о-вов Нового Года и произвел съемку ранее открытых им о-вов. Дальнейш. исслед-нию сев. стран помешала болезнь, принудившая К. возвратиться в Россию; по пути он открыл и определил положение о-вов Смита и гр. Гейдена, посетил Марианские и Филлиппинские о-ва и 3 авг. 1818 г. пришел в Кронштадт. К сожалению, нельзя умолчать о том, что во время плавания К. не только не оказал поддержки, но даже противодействовал намерениям агентов Рос.-Амер. компании утвердиться на Сандвич. о-вах и в Калифорнии, видимо, не представляя себе, какое значение могло бы иметь для России обладание этими пунктами. За это плавание К. награжден был чином кап.-лейт. и орденом святого Георгия 4 степени за 18 мор. кампаний. С 1819 по 1822 г. он состоял при адм. Спиридове (Ревель) по особым поручениям. В 1823 г. отправился во 2-е кругосвет. плавание командиром шлюпа "Предприятие" для доставки грузов на Камчатку и охранения берегов наших сев.-амер. владений. Выйдя из Кронштадта 28 июня, К. направился к Ю. Америке, обогнул м. Горн и вышел в Тихий ок.; здесь, по пути на с., он открыл о-ва Предприятия (группа Беллинсгаузена), описал и произвел съемку и наблюдения над многими о-вами и бухтами (о-ва Аракчеева, короля Георга, о. Таити, Мутуау, о-ва Мореплавателей, группа Радака); 8 июня 1824 г. прибыл в Петропавловск, сдал адресованные туда грузы и отправился для несения службы в Новоархангельск, на смену фрег. "Крейсер". 11 авг. 1825 г. К., согласно получен. предписанию, отправился в обратн. путь; миновав Сандвичевы о-ва, он сделал еще неск. открытий (группы Римского-Корсакова и Эшшольца), миновал Зондский пр. и Индийск. океан и 10 июля 1826 г. вернулся в Кронштадт. Произведенный за это плавание в кап. 2 ранга, К. снова состоял при адм. Спиридове, затем был назначен командиром корабля "Имп. Петр I" и 23-го флот. экипажа; в 1829 г. произв. в кап. 1 ранга, а в след. году вышел в отставку по болезни и поселился помещиком в Эстляндск. губ. Умер в Ревеле 3 фвр. 1846 г. и погребен в соборе в Вышгороде, рядом с адм. Грейгом. К. издал описание своих путешествий ("Путешествие в Южн. Океан и в Беринг. пр. для отыскания с.-в. мор. прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817, 1818 гг."; "Путешествие вокруг света, совершенное по повелению Имп. Александра I на воен. шлюпе "Предприятие" в 1823—26 гг.") и печатал ряд статей в современ. изданиях. {Воен. энц.} Коцебу, Отто Евстафьевич (19 дек. 1788 — 3 февр. 1846) — рус. мореплаватель. В 1803 окончил кадетский корпус в Петербурге. В 1803—06 участвовал в кругосветном плавании на корабле "Надежда" под командой И. Ф. Крузенштерна (см.). В 1815—18 руководил морской экспедицией на корабле "Рюрик". В этой экспедиции К. открыл ряд островов в архипелаге Туамоту, в гряде Маршалловых о-вов, залив на 3. Аляски, названный его именем, уточнил положение о-вов Пенрин, Джиллиса и других в тропич. части Тихого ок. Экспедицией были проведены океанографич. работы (глубинные измерения температуры воды, определения прозрачности воды океана, измерения удельного веса и температуры воды на поверхности). От исследований сев. побережья Аляски К. пришлось отказаться, т. к. во время шторма он получил тяжелое повреждение грудной клетки. В 1823 был назначен командиром военного шлюпа "Предприятие", отправленного в рус. владения в Сев. Америке. Кругосветной экспедицией на шлюпе "Предприятие" в 1823—26 были открыты острова в архипелагах Туамоту, Самоа, в гряде Ралик Маршалловых о-вов; одновременно была выполнена съемка о-вов Самоа и части архипелага Туамоту, проведены измерения температуры и удельного веса воды на глубине до 1972 м. Главная часть океанографич. работ была проделана Э. X. Ленцем (см.). Исследования, проведенные К. и Ленцем на "Предприятии", положили начало точным наблюдениям в океанографии. Результаты плавания были обобщены К. в работе "Путешествие вокруг света на военном шлюпе "Предприятие”" (1828). В 1830 ушел в отставку из-за болезни. В описаниях путешествий К. приводит богатый этнография, материал о чукчах, аляскинских эскимосах, калифорнийских индейцах, жителях островов тропич. части Тихого океана К. обратил внимание на одинаковое геологич. строение Чукотки и Аляски и высказал мнение о сравнительно недавнем происхождении Берингова пролива; ему принадлежит первое исследование ископаемого льда на Аляске. Соч.: Путешествие в Южный океан и в Берингов пролив для отыскания северо-восточного морского прохода, предпринятое в 1815, 1816, 1817 и 1818 годах на корабле Рюрике, ч. 1—3, СПб, 1821—23; Путешествия вокруг света, 2 изд.. М., 1948. http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=67921 |
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz |