Великие женщины Русской Америки
(В тени мужской славы).
Владимир Васильевич Крючкин
www.russdom.ru/2002/200211i/20021
Эта экспедиция для наших путешественников чуть не закончилась трагически. Спустившись с горы Святой Елены, они попали в засаду, приготовленную им индейцами во главе с известным вождем Солано. История, ставшая романтической легендой, рассказывает, что причиной дерзкого поступка Солано явилась его любовь к красавице Елене Ротчевой. Солано был полной противоположностью стройной, утонченной и цивилизованной Елены. Он был двухметрового роста, грубый и некрасивый. К тому же его лицо было обезображено оспой. Тем не менее Солано решил силой взять Елену Ротчеву себе в жены.
Сутки провели пленники в лагере индейцев, и были опасения, что все участники экспедиции, кроме Ротчевой, будут уничтожены.
Спасли
русских испанцы. Калифорнийский генерал Валлейло с отрядом кавалеристов
окружил стоянку индейцев и пригрозил им полным уничтожением, если они
не освободят русских. Угроза подействовала, и наши соотечественники
были отпущены на свободу. И, пожалуй, за последние 20 лет у
фортроссовцев это был единственный конфликт с индейцами, но он, как я
уже, сказал, имел чисто романтическую подкладку. И именно из-за этой
истории Калифорния больше помнит Елену Ротчеву, чем ее мужа. И называет
ее "принцессой Еленой".
Но настоящей первой леди Русской Америки была все же другая женщина
-баронесса Елизавета Васильевна Врангель, жена легендарного
путешественника и мореплавателя, участника двух кругосветных плаваний,
барона Фердинанда Петровича Врангеля, с 1830 по 1835 год служившего
главным правителем Русской Америки. Ей было всего 20 лет, когда она
прибыла с мужем к месту его службы в столицу Русской Америки, в город
Ново-Архангельск. И здесь я сделаю некоторое отступление, ибо сказать
только то, что Елизавета Врангель прибыла с мужем в Русскую Америку,
значит не сказать ничего. Нужны пояснения. Это сейчас у нас любые
дальние путешествия ассоциируются либо с круизом на морском роскошном
лайнере, либо с полетом с одного континента на другой в самолете.
Перенесемся из нашего времени в первую половину 19-го века. Как
добирались в то время русские первопроходцы до российских владений на
Аляске: из Петербурга до Урала ехали в экипажах, от Урала через всю
Сибирь, в основном, по бездорожью, тоже на лошадях, но чаще верхом, а
иногда и пешими. Навьюченные лошади тащили груз. К тому же, чтобы
добраться до окраины России на Тихом океане, надо было преодолевать
десятки великих и малых сибирских рек и озер, что само по себе
представляло огромную трудность, так как переплывали реки тоже не на
теплоходах, а на простейших лодках-дощаниках. Переправлять приходилось
не только себя и груз, но и лошадей.
В пути наших
путешественников мучили комары и гнус. В те времена серьезную проблему
представляли и таежные хищники: медведи, рыси, волки и тигры. Особенно
от них приходилось беречь продукты и лошадей.
Претерпев все
лишения, добравшись до Охотска, нужно было еще дождаться редкого
попутного судна, идущего в сторону российских владений на Аляске.
На
весь этот путь, в лучшем случае, уходил год, а то и больше. К чему я
рассказал о трудностях этого пути, да для того, чтобы вы, мои читатели,
могли осознать, что путь этот требовал большого мужества даже от
мужчин, не говоря уже о женщинах, решивших разделить тяготы судьбы со
своими мужьями. Обладала ли таким мужеством 20 летняя баронесса фон
Врангель? Скорее всего, нет! Думаю, что ею двигало не мужество, а
совсем другое. Она была настоящей православной христианкой, а долг
женщины-христианки - быть рядом с супругом там, где ему будет труднее
всего. Елизавету Врангель не остановило даже то, что она была в
положении и ждала первого ребенка, которого и родила в глубине Сибири
во время этого вояжа на Восток.
В наше время, когда я слышу,
что жены "новых русских" стараются рожать своих детей в лучших
родильных домах Европы, я всегда вспоминаю Елизавету Васильевну
Врангель, роды которой в сибирской глуши приняла обыкновенная
повивальная бабка. Дух у русских женщин совсем был другой!
Прибыв
с мужем на Аляску, в Ново-Архангельск, Елизавета Васильевна, благодаря
своей культуре, общительности и веселости, сделала все, чтобы грубую и
скупую на радости колониальную жизнь русских мужчин-холостяков и
семейных людей превратить в жизнь достойную, интересную и похожую хотя
бы на ту, что была у них в России. Ее любили все: и аристократические
чины, и простые офицеры, и "промышленный" люд, и даже индейцы-тлинкиты,
с которыми она всегда была приветлива и ласкова. Она помогала всем, чем
только могла. Особенно в тех условиях тосковали представители высшей
аристократии, оторванные от столичных театров и от модных тогда салонов
по интересам, где они встречались с лучшими своими друзьями. Для них
Елизавета Васильевна устраивала балы, званные обеды, музыкальные вечера
и спектакли. По-человечески жизнь в Русской Америке наиболее оживилась
именно при Елизавете Васильевне Врангель. И значение таких женщин, как
она, в истории Русской Америки было очень велико. В то время, когда
мужчины строили корабли, ходили на них открывать новые земли, создавали
там поселения и форты, охотились на морского зверя, перевозили пушнину
к российским берегам, вели торговлю с испанцами и Китаем, их жены
создавали школы, училища, библиотеки, обучали детей русских поселенцев
и аборигенов грамоте и специальностям, прививали им любовь к знаниям, к
музыке, к сельскохозяйственному труду, ухаживали за больными.
Елизавета
Васильевна Врангель следила за тем, чтобы в Русской Америке на высоком
уровне было медицинское обслуживание. Вот, что писал об этом в своей
книге "Впечатления моряка" путешественник Василий Завойко: "...Здесь
есть также госпиталь, которую не стыдно перенести в любой из городов
Европы. Госпиталь получила усовершенствование при нынешнем главном
правителе Фердинанде Петровиче Врангеле и помещается в прекрасном доме
на 30 кроватей, размещенных в палатах хорошей отделки, светлых,
просторных и опрятных до возможной степени. С изобильной аптекой,
одежда больных, продовольствие и прислуга вполне отвечают другим
частям, а внимательность и попечение, с каким обходятся с больными,
довершает совершенство этого прекрасного заведения".
Когда я
читал эти строки, я не верил своим глазам. В госпитале для простого
народа в российской колонии на Аляске заботливость о больных была
такая, как, пожалуй, сейчас есть только в кремлевской больнице для
высокопоставленных чиновников нашей страны.
Откуда же Русская
Америка брала хорошие медицинские кадры? Оказывается, она их готовила.
Вот, что я нашел по этому поводу в книге историка и этнографа С.Г.
Федоровой "Русское население Аляски и Калифорнии":"... с 1816 года было
принято решение обучать креолов в Петербургской медико-хирургической
академии, в связи с острой нуждой колоний в медицинских кадрах...
Отчеты Российско-Американской компании показывают, что в России
ежегодно находились от 5 до 12 человек, обучавшихся не только морским,
коммерческим, но и медицинским наукам...". Еще на один интересный факт,
касающийся Елизаветы Врангель, указывает все та же историк С.Г.
Федорова в материалах своего института Всеобщей истории, касающихся
Русской Америки: оказывается, стараниями Елизаветы Врангель и ее мужа в
Ново-Архангельске было "...ограничено употребление спиртных напитков,
что способствовало погашению долга алеутов и упорядочению расчетов с
ними". В этих же материалах приводит Федорова и лестные воспоминания о
Елизавете Васильевне Врангель правителя Новоархангельской конторы К.Х.
Хлебникова: "...Буйные русские охотники все почитали ее, свирепые
старейшины родовых племен забывали о вражде с русскими и восхваляли ее
добродетель... Даже в плохую погоду баронесса иногда совершала прогулки
по грязным улочкам..., посещая отдельные лачуги с больными женщинами
или детьми".
Теперь понятно, почему во времена пребывания Елизаветы Врангель в Русской Америке, индейцы стали называть всех русских словом "гуссукпиак", что значит - "истинно белый".
Тогда как всех остальных белых американцев, англичан и испанцев,
притеснявших их, они называли только словом "гуссук" - "просто белый".
Рассказ о первой леди Русской Америки я закончу словами о том
огромном уважении, которое к ней питали даже американские купцы. Вот
что, писал об этом все тот же путешественник и моряк Василий Завойко:
"Бриг американского купца Френча, обновленный на здешнем эллинге, унес
славу его в свою родину под именем "Леди Врангель". Бриг был назван в
честь жены Ф.П. Врангеля - Елизаветы Васильевны Врангель".
Женщины, о которых я рассказал в своем очерке, это, без сомнения,
золотой фонд Русской Америки и Великий пример современным россиянкам,
часто не понимающим, в чем их истинное предназначение. И, конечно, в
коротком очерке я не мог рассказать о всех славных женщинах этой
истории. Их значительно больше. В двух словах назову еще сподвижницу
Шелеховой Наталью Петровну Баннер, управляющего русской миссией на
острове Кадьяк, создавшую один из первых приютов для девочек креолок,
Маргариту Этолин, жену главного правителя Русской Америки с 1840-года
Адольфа Карловича Этолина, первую попечительницу серьезной школы для
девушек в Ново-Архангельске, и княгиню Марию Владимировну Максутову,
жену последнего правителя Форта Росс в Калифорнии Дмитрия Петровича
Максутова, которую бедные люди почитали как ангела милосердия; и многие
из них плакали, когда она после продажи Форта Росс американцам навсегда
уходила на корабле к далеким берегам России. "Принцессой Марией"
осталась она в истории Форта Росс.
Отдаю дань и тем многим
безымянным русским женщинам, которых теперь уже знает лишь один только
Бог. Всем им, известным и неизвестным, трудившимся в Русской Америке во
славу России, мое Восхищение и - искренне Объяснение в Любви!