Все острова открыли и описали русские путешественники. Единственный остров – Уруппу – открыт дважды, голландцами и русскими. О серверных островах Курильской гряды впервые сообщил в 1697 г. приказчик Анадырского острога, — пятидесятник В. Атласов, открывший Камчатку.
Не зная о том, что в Японии еще с 1639 г. запрещена торговля с иностранцами, Петр I в 1702 г. дал задание завязать с Японией добрососедские торговые отношения. С этого времени русские экспедиции настойчиво пробивались на юг от Камчатки в поисках торгового пути в Японию. В 1706 г. казак М. Наседкин явственно видел с мыса Лопатка сушу на юге. По наказу Якутского воеводы о «проведании» этой земли, казацкий атаман Д. Анциферов и есаул Иван Козыревский в 1711 г. прошли на о. Сюмусю (Шумшу) и Парамусир (Парамушир), а по возвращении составили «чертеж» всех островов. Для нанесения южных островов они воспользовались рассказами японских рыбаков, выброшенных бурею на Камчатку и видевших южные острова.
В походе 1713 г. есаул Иван Козыревский вновь «проведал» острова за
«перелевами» (проливами) и составил новый «чертеж». Геодезисты Еврейнов и
Лужин прошли со съемкой на карту в 1720 г. от Камчатки до Шестого
острова (Симусиру). Через 10 лет отважный предводитель «землепроходцев»
В. Шестаков с 25 служилыми людьми побывал на пяти северных островах.
Вслед за ним основательные работы «ради обсервации и изыскания пути до
Японии» выполнил капитан Шпанберг — помощник Беринга во второй его
экспедиции.
В течение 1738—1739 гг. Шпанберг снял на карту и описал почти все
острова. В результате работ Шпанберга впервые выяснился и был нанесен на
карту состав всей островной гряды. Известные ранее крайние южные
острова («Компанейская земля», о. «Штатов») определились как составные
части Курильской гряды.
Была рассеяна легенда о гипотетической Земле Гамы.
С целью прочного и окончательного закрепления островов и освоения их,
главный командир Камчатки Бем предложил построить на о. Уруппу
укрепление, создать там русское поселение и развивать, хозяйство. Для
реализации этого предложения и развития торговли с Японией якутский
купец Лебедев-Ласточкин снарядил в 1775 г. экспедицию под начальством
сибирского дворянина Антипина. Судно экспедиции «Николай» потерпело
аварию у о. Уруппу. Через два года к Антипину на о. Уруппу было
отправлено из Охотска судно «Наталия» под командованием штурмана М.
Петушкова. После зимовки на Уруппу «Наталия» прошла в залив Аккеси на о.
Хоккайдо и встретила здесь японское судно. По уговору с японцами
Антипин и переводчик — иркутский посадский Шабалин явились в 1779 г. с
товарами Лебедева-Ласточкина на о. Хоккайдо в бухту Аккеси. Строго
памятуя полученную Антипиным инструкцию о том, что «... встретившись с
японцами, поступать учтиво, ласково, благопристойно... выведывать, какие
потребны им русские товары «вещи и какие взамен можно получить от них,
установить цены и не пожелают ли они для обоюдного торга сделать на
котором-нибудь острове договор, которым бы руководствоваться на будущее
время... установить мирную связь с японцами», купцы рассчитывали на
выгодную для обеих сторон торговлю. Но надежды их не оправдались. В
Аккеси им было передано запрещение японцев не только торговать на о.
Хоккайдо (Матсмай), но и плавать на Эторофу и Кунасири.
С этого времени японское правительство начало всячески
противодействовать русским на южных островах. Движение русских торговых
людей на юг с мирными целями было истолковано японцами совсем иначе. В
1787—1788 гг. японское правительство занялось специальным расследованием
«действительного положения этого вопроса». В 1800 г. японские чиновники
Ямада и Такатая впервые прибыли на большом судне на о. Эторофу,
построили в Оито контору, низвергли поставленные русскими кресты,
обозначавшие принадлежность острова России и установили столб в
обозначение принадлежности этого острова Японии. Затем на остров были
доставлены 50 солдат для «охраны местности». С того времени русские
экспедиции продолжали исследования с севера только до о. Уруппу.
По заданию русского правительства А. Лаксману удалось в 1793 г.
договориться с Японией о посылке в Нагасаки одного русского торгового
судна. Казалось, отношения с Японией начали благоприятно развиваться для
обеих стран.