145 лет назад, в 1867 г., российский император Александр II
продал Аляску. После завершения сделки века на земли, освоенные русскими
первопроходцами и промышленниками, пришли американцы
Но,
оказывается, русская культура не ушла с Аляски вместе с нашими
поселенцами. Подтверждения этому нашёл там полярный путешественник и
учёный-эколог Михаил МАЛАХОВ. Недавно он вместе со
специалистами-историками при поддержке Русского географического общества
прошёл по маршрутам экспедиции первопроходца этих мест, морского
офицера, жителя Рязани Лаврентия Загоскина, который в 1842-1844 гг. по
поручению руководства Российско-американской компании исследовал
внутренние районы Аляски.
«Они вернутся!»
- Эскимосы на Аляске
считают себя русскими. Увидев нас, эскимосы и индейцы из племени
атапасков расплывались в улыбке: «O, kasak!» («О, казак!»), и тут же
зазывали к себе в гости... Приплываем в деревню в устье реки Юкон, и
хочется протереть глаза: берёзы, тополя, рубленые избы, деревянная
церковь с православным крестом. Вокруг огороды, поленницы дров и бани. И
тут же развевается звёздно-полосатый флаг… Идём по улице - нам
кланяются. Двое из троих встреченных на дороге эскимосов бьют себя в
грудь, повторяя с гордостью: «У меня в жилах русская кровь! Мой
прапрапрадед был из России...» На местных кладбищах - сплошь русские
имена и фамилии. Предания о том, что «русские вернутся», передавались
тут из поколения в поколение. И вот они наконец дождались: мы пришли. Мы
были первыми людьми из России, побывавшими в этих краях спустя полтора
века!
Заходим в церковь в деревне Рашен Мишен. Она была и
остаётся центром православия на Юконе. В храме - алтарь, иконы
Богородицы и русских святых, богослужебные книги, в том числе и на
русском языке, свечки, лампадки, батюшка-эскимос отец Пётр, диакон
Моисей Габриелофф… Старожилы объясняют: русские имена тут носят даже
вожди местных племён.
Мы видели среди эскимосов и протестантов, и
католиков, и адвентистов седьмого дня. Но православных там абсолютное
большинство. Вера, пришедшая из далёкой России, соответствует
менталитету местных аборигенов. Тяжёлая жизнь, в которой лишений всегда
больше, чем радости, борьба за существование в суровом краю,
взаимопомощь, выживание сообща, принцип «Все люди - братья», который
проявляется не на словах, а на деле, - всё это очень похоже на быт
русских общин. А эскимосские новогодние праздники очень похожи на наши
святки. Конечно, там празднуют и американский День независимости, и День
благодарения, но на Новый год и Рождество ставят ёлки, наряжаются,
дарят подарки. Хотя не пьянствуют: продажа алкоголя запрещена.
Продали 600 русских
Назад
в Россию никто из них не просится, но память о российских поселенцах
осталась добрая. Ведь колонизация Аляски русскими была в целом мирной,
практически бескровной. В местных рукописных краеведческих и метрических
книгах обязательно есть записи о «казаках». Когда мы называли имя
Лаврентия Загоскина и показывали портрет, все двери мгновенно
распахивались. Мы чувствовали к себе реальный, неподдельный интерес. Нас
встречали хлебом-солью. Люди помнят. Хотя по историческим меркам
присутствие русских на Аляске было недолгим: около 70 лет, то есть
максимум три поколения. В лучшие годы там находилось до 800 переселенцев
- на территории, превышающей по размерам Западную Европу. Когда
продавали, оставалось всего 600 человек…
В школах, где мы
проводили уроки истории, дети эскимосов интересовались: «Занимаетесь ли
вы у себя коммерческой рыбалкой?», «Много ли у вас медведей?», «Сколько
лосей вы добыли в этом году?» О политике - ни слова… Редко кто из
жителей Аляски выезжал не только за пределы Америки, но даже и за
границу своего штата. О России знают лишь, что это большая страна где-то
рядом, половина верно назвала и столицу.
До сих пор волна
истории не смыла добрых следов пребывания россиян в этих и сегодня диких
местах. В этом и есть наследие русской Америки, удивляющее
учёных-историков.
*Рашен Мишен (англ.) - Русская Миссия.
Источник:
http://www.aif.ru/travel/article/48940
Дата: 26.01.2012