Количественно-качественный анализ публикаций по проблеме «история Российской Аляски» в газетной и журнальной прессе с 1985 по 2007 г.
В.Ю. Титов (Иркутск)
(контент-анализ публикаций)
Определение проблемы. Проблема «история Российской Аляски» — это многоаспектный комплекс различных вопросов, связанных с освоением русскими первопроходцами Северной Америки, эффективных с точки зрения хозяйственного развития окраин и пограничных рубежей в Российской империи в XVIII - XIX вв., с историей продажи американцам Русской Америки. Последнее обстоятельство больше всего возбуждает российское общественное мнение. Уже на протяжении 160 лет в России продажа Аляски является занозой, отравляющей восприятие исторического прошлого на всех уровнях общественного и политического менталитета. Обзор прессы позволяет сделать вывод, что в настоящее время, в особенности в правительственных средствах массовой информации, очень интенсивно обсуждаются те аспекты проблемы «история Русской Аляски», которые касаются перспектив освоения Русского Севера и налаживания кооперативных связей между россиянами и жителями Аляски, 49-го американского штата.
Таким образом, в статье через изучение восприятия в общественном мнении темы «продажа некогда русской территории Аляска» делается попытка систематизировать представления современной российской элиты о возможных социально-политических мероприятиях по упрочнению, а быть может, и экономической интеграции россиян и американцев на территории Североного Ледовитого океана. В рамках данной интерпретации «история Российской Аляски» перестает быть историей о продаже земли и становится одной из составных частей истории территориального развития России. В 1819 г. генерал-губернатор Сибири М.М. Сперанский разделил край на две части — Западную и Восточную. К Восточной Сибири он присоединил Забайкалье, Якутию, Камчатку, Чукотку и русские территории в Америке, Аляску и Калифорнию. Именно в контексте такого территориального деления целесообразно рассматривать проблему «история Русской Аляски», которая по существу является составной частью развития территории Азиатской России.
Краткая историческая и географическая стратификация темы.
Под Азиатской Россией следует понимать всю территорию империи в XIX в., находящуюся за Уральским хребтом. Формирование политических концепций по проблеме присоединения окраинных земель к России шло от тех императивов, которые были продиктованы как желанием оградить отдаленные окраины от проникновения туда иностранцев, так и канцелярскими фантазиями придворных кругов.
С XVI и по начало XIX в. главной причиной продвижения русских на восток принято считать торговлю и поиск внешнего рынка. Несколько позже появляется уточнение — торговые интересы русских купцов способствовали возникновению на окраинах сначала острогов, а затем городов и ярмарок, приносивших немалый доход. Таким образом, в Сибири развивалась двоякая сеть обменов: 1) сеть, ориентированная на торговлю со странами Востока; 2) сеть для обмена продуктами внутри колонизируемых районов. Эти немаловажные обстоятельства довольно часто влияли на решение русского правительства о присоединении к России вновь освоенных территорий. Но все-таки подобные процессы нельзя рассматривать в качестве нового национального рынка, для которого на первоначальном этапе необходима централизующая политическая воля. Например, императрица Екатерина II не раз скептически замечала по поводу проектов присоединения новых территорий как о способе списания частных долгов перед государством купцам и сросшейся с ними дво-рянско-бюрократической верхушке. Аналогичных взглядов придерживались ее венценосные родственники — Александр II и его брат Великий Князь Константин Николаевич.
В итоге русская экспансия на восток, в основном не подкрепленная ничем, кроме торговых интересов местного купечества, приводила к колонизации края через торговые фактории, но не через переселения. Азиатская Россия была больше похожа на безлюдную тайгу, нежели на страну. Такая колониальная политика в равной мере была характерна для многих западноевропейских государств конца XVIII - начала XX в. Особенно выпукло это видно на историческом прошлом Русской Америки и Аляски. Присоединенные ради экономических интересов сибирского купечества, эти территории плохо вписывались в рамки имперской политики. Хоть власть местной администрации в Азиатской России являлась доминирующей силой, которая подчиняла себе все общество, однако «бескрайнюю периферию» невозможно было удержать только силовыми рычагами. В итоге это приводило сначала к утрате экономического контроля над территорией, а затем могло повлечь потерю политического влияния. Осознание подобного сценария развития событий постоянно довлело над внешнеполитическим ведомством страны. В то же самое время имперские амбиции придворных кругов ставили всевозможные препоны на пути к достижению единой политической концепции по поводу дальнейшего территориального развития Азиатской России.
Можно выделить три основных периода, когда границы Азиатской части империи отчетливо меняли свои очертания:
- с 1815 по 1867 г.;
- с середины 1860-х по начало 1880-х гг.;
- с середины 1880-х по 1914 г.
Первый период характеризуется тем, что само понятие «Азиатская Россия» ограничивается географическими границами Евроазиатского материка. Царское правительство с 1815 г. по отношению к заморским владениям начинает проводить политику уступок, т. к. считало их невыгодными для казны (Гавайские острова — 1817 г., Русская Калифорния — 1825 г., Аляска — 1867 г.). Одновременно происходит постоянное продвижение русских к югу от р. Ишима и Иртыша вглубь Средней Азии, а также в Приамурье. Это в немалой степени способствовало укреплению позиций царского правительства в азиатской части страны.
Геополитика времен середины 1860-х - начала 1880-х гг. протекает в русле идей, сложившихся еще в предыдущий период. Россия стремится как можно дальше продвинуться в своих азиатских владениях.
Во время третьего периода правительство, понимая всю опасность экономической и политической потери дальневосточных окраин, пытается укрепить свое положение на побережье Тихого океана. Основным мероприятием на этом этапе, затронувшим интересы Сибири, явилось сооружение Транссибирской железнодорожной магистрали.
С момента образования Приамурского генерал-губернаторства в 1884 г. принято считать, что роль Сибири постепенно ограничивается задачами регионального развития, не связанными с внешней политикой страны.
Такая последовательность в создании империи и в трансформации понятия «Азиатская Россия» вполне логически объясняет причину продажи русским правительством Аляски. Тем не менее русское, а затем советское и российское общественное мнение постоянно демонстрировало нежелание адекватно воспринимать причины утраты русскими части Американского континента. Достаточно пролистать работы академика Н.Н. Болховитинова (признанного специалиста темы) и отечественные публикации в прессе, чтобы понять: ностальгия по Аляске не прошла и вряд ли когда-нибудь пройдет.
Разбор хронологических рамок темы. Анализ того, что публиковали об Аляске до 1985 г., в основном укладывается в контекст журнала «Вокруг света». Таким образчиком может служить книга американских молодоженов Элен и Фрэнк Шрейдер «Ля тортуга. От Аляски до Огненной Земли». Понятно, что большая часть книги посвящена описанию путешествия по Мексике, Центральной и Южной Америке. Такова специфика американского менталитета. Но в их тексте есть ряд любопытных характеристик Аляски. Вот несколько цитат, для простоты восприятия объединенные в два обзаца:
1. «Первое впечатление от Аляски было именно такое, какое мы ожидали: когда мы сошли с самолета неподалеку от Анкориджа, холодный снег с дождем замерзал, едва коснувшись земли». Весной «мы вообще убедились, что на Аляске куда больше интересного, чем можно увидеть». Здесь молодожены с удивлением обнаружили огненные фуксии, пурпурный ирис и Национальный парк (С. 15-17).
2. «Жилье, которое мы два года называли своим домом, было просто казармой, оклеенной безрадостными черными обоями. Кроме нас в этом „смолянном дворце” жили еще десять супружеских пар. У всех были отдельные комнаты, но общие ванны. ... Питание предоставлялось в виде семейных трапез в столовых строительных рабочих» (С. 15).
Подведем краткие итоги. Аляска, во-первых, это не то, что обычно себе представляет рядовой обыватель: здесь природа разнообразней, чем в романах Дж. Лондона. Во-вторых, это система социальной жизнедеятельности, где капиталистические отношения, по всей видимости, уживаются с элементами общежительности, т. е. социализма. Долгое время на второе обстоятельство не обращали внимания. Но уже в 1980-х гг. стало очевидно, что «Аляска — самый социалистический штат Америки» [1]. За этим лозунгом скрывается местное законодательное право штата принуждать частные фирмы «к перераспределению получаемых базовыми, сырьевыми отраслями, точнее их владельцами, прибылей» [2].
Тематика публикаций, свидетельствующих о прагматичном подходе к опыту Аляски, начинает доминировать в отечественной прессе с середины 1990-х гг. С этого времени социальная и политическая инженерия в интерпретации темы «история Российской Аляски» преобладает над рассказами о подвигах русских первопроходцев.
Между прочим, в 1980-1990-х гг. в советской прессе тема Аляски освещалась только с точки зрения описания мужества русских полярных первопроходцев, сумевших закрепиться на территории, не освоенной до XVIII в. ни одним европейским государством.
В годы перестройки М.С. Горбачева в печати СССР, а затем и других стран стали появляться материалы, в которых обыгрывались различные варианты возможного возвращения Аляски русским. Например, очень часто на экскурсиях в музеях, в желтой прессе, в беседах проскальзывали нотки еле уловимой надежды на то, что вот-вот, в ближайшие годы США вернет "нам” свой 49-й штат и заплатит арендную плату, поскольку еще в царствование Екатерины II Аляска была отдана Америке на 99 лет в собственность, якобы по условиям пари, которое чуть ли не за карточным столом проиграла императрица. Аналогичные слухи, усилиями прессы превращенные в легенды, наэлектризовали общественное мнение страны еще в царствование императора Александра II. Правительству было удобно перевести стрелки на умершую императрицу, нежели самим объяснять причину необходимости продажи американских владений. Глухое роптание на то, что продали огромную страну, а не амбар со снегом, приходилось выслушивать правительству и в XIX в., и XX в. В середине 1990-х гг. лидер партии ЛДПР В.В. Жириновский в своих предвыборных заявлениях высказывался, например, о необходимости силового захвата Аляски и включении ее в состав России.
Вот как об этом написано в одной из статей журнала «США. Канада. Экономика — политика — культура»: «О том, что ее уступка, а точнее продажа, остается занозой в памяти россиян по сию пору, свидетельствует тот факт, что на всем протяжении времени, прошедшего со дня подписания Договора о продаже Соединенными Штатами Аляски в 1867 г., царское правительство, а начиная с 1920-х годов — и советское правительство неоднократно прибегали к ссылке на него как на действующий международный правовой документ. Последний раз договор был официально подтвержден соглашением в форме обмена нотами между СССР и США в 1977 г., лишний раз зафиксировав в сознании россиян, что Аляска потеряна для России навсегда» [3].
Приблизительно в то же время академик Н.Н. Болховитинов в работах, опубликованных в 1990-х гг., дал обширный анализ как мотивов, побуждающих к существованию в общественном мнении подобных слухов, так и причин, по которым Аляску необходимо было продать американцам. Российская империя простиралась от Балтики до Тихого океана, и неведомый берег Нового Света казался многим царедворцам обременительной обузой, которая, возможно, когда-то в будущем превратится во что-то конкретное. Так, русский морской офицер и декабрист Д.И. Завалишин писал: «Калифорния, поддавшаяся России и заселенная русскими, осталась бы навсегда в ее власти. Приобретение ее гаваней и дешевизна... позволяет содержать там наблюдательный флот, который бы доставил России владычество над Тихим океаном и китайской торговлей, упрочил бы владение другими колониями, ограничил бы влияние Соединенных Штатов и Англии» [4].
С другой стороны, эти же соображения подсказывали правящим кругам России, что в случае закрепления русских в Северной Америке конфликт с США и Великобританией по геополитическим причинам неизбежен. «Владычество Северо-Американских Штатов во всей северной Америке так натурально, — полагал генерал-губернатор Восточной Сибири Н.Н. Муравьев-Амурский, — что нам очень и жалеть не должно, что двадцать пять лет тому назад мы не утвердились в Калифорнии, — пришлось бы рано или поздно уступить ее, но уступая мирно, мы бы могли взамен получить другие выгоды от американцев. Впрочем, теперь, с изобретением и развитием железных дорог, более еще, чем прежде, должно убедиться в мысли, что Северо-Американские штаты неминуемо распространятся по всей Северной Америке, и нам нельзя не иметь в виду, что рано или поздно придется им уступить североамериканские владения наши» [5].
Для правящих кругов России эпохи Александра II потеря Аляски была неизбежна. Точно такой же лейтмотив зазвучал в научной и правительственной прессе после выхода работ Болховитинова. Однако спустя два-три года и особенно с конца 1990-х гг. мысль о правильности продажи Аляски и ее безвозвратной утрате, сменяется рассуждениями о необходимости интеграции промышленной деятельности предприятий Русского Севера с добывающими компаниями 49-го штата США.
В итоге можно выделить три периода, когда тема «история Российской Аляски» претерпела значительные изменения:
1. До 1985 г. освещение истории Российской Аляски проходило через описание жизни первопроходцев и ученых, исследовавших север Нового Света.
2. С 1985 по середину 1990-х гг. в свет выходило большое количество газетных и журнальных заметок, в которых выражалось сожаление по поводу проданных американских территорий.
Вот, например, как об этом написано в статье «Калифорнийский обком Аляскинской АССР» в журнале «Живая история» за 2005 г.:
«Богатейшие золотые россыпи на Аляске после ухода русских обнаружились не так быстро, как в Калифорнии, — спустя почти четверть века, в 1891 г. Много позже на Аляске были найдены также газовые и нефтяные месторождения, эксплуатирующиеся по сей день.
Западных обывателей долго пугали криками «Русские идут!» На Аляску и в Калифорнию русские пришли, побыли — и ушли. Сами. Никто силком не выгонял.
Ну почему мы всегда уходим, когда не надо и откуда не надо?» [6].
3. С середины 1990-х гг. по настоящее время в прессе освещается тема об Аляске во взаимосвязи с освоением Русского Севера и просторов Северного Ледовитого океана.
Контент-анализ публикаций по теме «история Российской Аляски» и перспективы экономической интеграции. Необходимо иметь в виду, что 1985 г. — это условная хронологическая граница в отношении изменения тона публикаций. Не стоит этот аспект связывать только с политикой перестройки. Скорее наоборот, гласность в прессе спровоцировала интерес общества к легенде о возврате Аляски России. Тем не менее шаг перехода от тем первопроходцев на Аляске к теме возврата проданных территорий свидетельствует о начале поиска модели развития самостоятельной экономической политики России в северо-ледовитом регионе, что видно из табл. 1.
Количественно-качественные данные по публикациям, связанным с перспективами развития и экономической интеграции русского тихоокеанского севера и Аляски, за 2000-е гг.
Издание, автор и название статьи | Общий объем анализируемого текста | Объем содержания текста в % и его распределение по смысловым единицам (К1 и К) | «Удельный вес» смысловых категорий текста | Ключевые слова, словосочетания |
// Родина. Март 2001 г. И. Миронов. Без Аляски. | 476 строк по 8 слов | 171 строка 36 % К1 = 39 К2 = 132 | 6,78 % | Пример бесстрашия и героизма русских первопроходцев и беспечность русского правительства. Продав Аляску, сделали Америку супердержавой. |
Там же. О. Те-ребов. Аляскинское «сдавало». | 240 строк по 8 слов | 19 строк 8% К1 = 19 К2 = 220 | 7,75% | Критика статьи И. Миронова как пример реваншизма. Экономическая слабость России делала невозможным освоение Аляски |
//Коммерсантъ. Власть. №41. 2001. Русская Америка. | 164 строки по 4 слова | 68 строк 41% К1 = 38 К2 = 30 | 5,34% | Аляску продали американцам, а Иркутск нет. В 1867 г. русские были растяпами. |
//Восточно-Сибирская правда. 18 сентября 2001. Три публикации* | 280 строк по 3 слова | 28 строк 10% К1 = 28 К2 = 188 | 7,37% | «Аляскинский опыт» и его использование в организации работы региональной добывающей отрасли. |
//США. Канада. Экономика — политика — культура. № 12. 2001. | 690 строк по 12 слов | 506 строк 73,3% | 5,8% | «...что же касается до упрочнения дружественных отношений России и Соединенных Штатов, то можно сказать положи- |
Иванян Э.А. Из истории: Россия и США — союзники, партнеры или противники? |
| К1 = 322 К2 = 414 |
| тельно, что сочувствие к нам американцев будет проявляться до тех пор ... пока это им выгодно» (Э. Иванян, 2001). |
// Россия и современный мир. № 2. 2002. Королев С.А. Российская граница как края пространства: генезис и типология. | 864 строки по 12 слов | 224 строки 25% К1 = 38 К2 = 160 | 7% | Продажа Аляски Америке была почти насильственной. Это позволило на время отодвинуть политическое соперничество между двумя странами. |
// Москва. Апрель. 2002. А. Горохов. Российские границы и национальное развитие. | 9 564 строки по 6 слов | 178 строк 1,86% К1 = 30 К2 = 94 | 6,7% | Для освоения Аляски у России не было не только нужного геополитического ареала, но также качественно иного восприятия мира. |
// ЭКО. Всероссийский экономический журнал. № 6. 2003. Агранат Г.А. Аляска — новая модель развития. | 851 строка по 6 слов | 333 строк 39,1% К1 = 210 К2 = 333 | 6 % | «Аляска представляет собой совершенно новую модель освоения северного сырьевого рынка»: здесь решены сложные социально-экономические, финансовые и национальные вопросы (Г. Агранат, 2003). |
// Известия. 6 ноября 2003. Баранова Т. Табу отменяется | 200 строк по 4 слова = 66 | 66 строк 33 % К1 = 100 К2 =132 | 5,8% | Статья посвящена международной конференции «АлСиб-60», о военно-воздушном пути Аляска — Сибирь. |
// Народонаселение. № 1. 2004. Рыбаков-ский Л.Л. Демографическая безопасность: геополитические аспекты. | 1 080 строк по 4 слова | 228 строк 21 % К1 = 17 К2 = 228 | 7,8% | Аляска — это «цивилизованная потеря» (Л. Ры-баковский, 2004). |
// Живая история. 21 февраля. 2005. Кротков А. Калифорнийский обком Аляскинской АССР. | 614 строк по 6 слов | 198 строк 32,2% К1 = 38 К2 = 70 | 6,16% | РАК сама приняла решение о поэтапной продаже американских владений, поскольку содержание Калифорнии и Аляски обходилось дорого. |
// НЛО. 9 апреля 2007. Иерусалимо-ва И. Тотьма — хозяйка Калифорнии и Аляски. | 198 строк по 3 слова | 16 строк 8 % К1 = 13 К2 = 16 | 5,75% | «Тотемские купцы-мореходы первыми из россиян Америку открывали, двадцать экспедиций отсюда на Аляску ходило». |
* Три публикации включают в себя статью Г. Кузнецова «Опыт Аляски - на Ковыкту», редакторскую заметку «На учебу в Америку» (рассказ о том, что американская некоммерческая компания АЙРЕКС организовала программу-обучение «молодые лидеры»), карикатуру, обыгрывающую перекачку российской нефти на запад и на восток, причем на совершенно невыгодных для России условиях.
Особняком стоит статья по истории деятельности Российско-американской компании (РАК), опубликованная в журнале «Вопросы истории» в № 2 за 2006 г. [7]. Общий объем текста равен 1 682 строкам по 8 слов. Объем содержания текста равен 116 строкам, что эквивалентно 6,9 % общего объема текста. Точно такая же цифра будет характеризовать «удельный вес» смысловых категорий текста. Вся статья посвящена истории деятельности РАК в середине XIX в., поэтому искать там информацию, касающуюся перспектив развития интеграционных связей между современными Россией и США, бессмысленно. Однако 6,9 % «удельного веса» текста могут быть интерпретированы как косвенные аргументы для разговора о перспективах налаживания деловых отношений с Аляски.
Приведем ряд цитат:
«РАК была первой в России крупнейшей монопольной акционерной компанией, оставившей заметный след в истории предпринимательства. В начале XIX в. акции РАК стремились сбыть с рук, хотя бы по номиналу, но впоследствии владение ими стало предметом гордости, а их держатели могли рассчитывать на щедрые дивиденды» (С. 31).
«В 1840-1867 гг. к успехам деятельности РАК можно отнести открытие и освоение территорий по р. Амуру, освоение о. Сахалин, содействие в организации экспедиции графа Е.В. Путятина в Японию... РАК сохраняла нейтралитет в Крымской войне. Компания имела тесные торговые связи со многими странами, в том числе с США, Англией и Китаем» (С. 31).
«В конце 50-х годов XIX в. финансово-хозяйственное РАК не должно было вызывать тревогу как со стороны действительных и потенциальных акционеров, так и со стороны правительства. Компании в целом удалось постепенно ликвидировать долг своим акционерам, регулярно проводить оценку и переоценку движимого и недвижимого имущества, создать резервные фонды в виде запасного и за страхового капитала регулярно пополнять их: все это позволяло говорить об устойчивом положении дел РАК» (С. 32).
«...уступку США Русской Америки удалось провести в тайне от членов ГН РАК, узнавших об этом из телеграфных сообщений, которые сначала достигли Европы и активно там обсуждались, а затем попали на страницы газет» (С. 43).
В выделенных цитатах содержатся мотивы, которые с точки зрения о совершенной сделке раскрывают историю РАК, одновременно подготавливая читателя к мысли о перспективности сотрудничества в настоящее время с американскими предприятиями на Аляске. Конечно, подобная экстраполяция вышеизложенных фактов требует дополнительных доказательств. В связи с чем данная публикация не была включена в общую таблицу по контент-анализу.
Региональная пресса больше внимания уделяет историческому опыту сотрудничества двух стран: 1. В годы Второй мировой войны, когда осуществлялась перегонка самолетов из Аляски в СССР (// Известия. Региональная вставка. 6 ноября 2002 г.).
2. Во время обсуждения перспектив освоения Ковыктинского месторождения (// Восточно-Сибирская правда. 18 сентября 2001 г.).
Данные контент-анализа, указанные в табл. 1, показывают, что при различном показателе полезного объема текста по проблеме «история Российской Америки» «удельный вес» смысловых категорий или ключевых слов, свидетельствующих о заинтересованности современной России в сотрудничестве, а также в экономической интеграции с Аляской, постоянен и неизменен. Цифра колеблется от 5,34 до 7,8 % и в среднем составляет показатель в 6,52 %. «Удельный вес» ключевых слов по этой же теме в статье «Деятельность Российско-американской компании накануне продажи Аляски США» из журнала «Вопросы истории» равен почти 7 %.
Исходя из этого показателя, можно уверенно говорить, что в современной российской прессе за последние десять лет на почве освещения истории Российской Америки был сформирован интерес россиян к дополнительной теме: сотрудничеству с Аляской.
Схема изложения такого материала, безусловно, варьируется в зависимости от учредителя газеты или журнала. В табл. 2 представлено два варианта освещения в СМИ истории Российской Америки.
Вариативность изложения материала по проблеме «история Российской Америки»
В правительственных и научных органах печати | В независимых и оппозиционных органах печати |
1. Ставятся задачи, связанные с катастрофическим положением современной России, в таких аспектах, как демография, экономическое развитие приграничных населенных пунктов, международные связи, инфраструктура. | 1. Русские продают все по причине своей беспечности. Например, «среди жителей Иркутска долго была популярна идея и самим стать американцами принять собственную декларацию независимости. Чтобы пресечь проамериканские настроения, император Александр III в 1891 году начал строительство Транссибирской магистрали^» (// Коммерсантъ. Власть 2001). 2. Сожаление по поводу утраты Аляски и экстраполяция этого события на сегодняшний день: «Продажа Аляски царским правительством Америки становится козырным тузом на игральном столе политиков». Подобное могло осуществиться в правление царя-реформатора Александра II, человека, для которого армия и флот не были союзниками (И. Миронов, 2001).
|
2. Необходимость укрепления геополитического статуса страны, сохранение территориальной целостности, обеспечение национальной безопасности, в связи с этим в статьях делается экскурс в историю о так называемой Конвенции 1867 г.
| |
3. Изложение истории продажи Российской Америки США. Не более 45-52% всего объема текста.
| 3. Анализ исторических уроков от «близорукой сделки»: «Продажей Аляски мы посодействовали США превратиться в могущественную мировую державу» (И. Миронов, 2001). |
4. Изучение прошлого опыта по проблеме продажи Аляски за период с 1858 по 1867 г. необходимо для комплексного решения проблемы «открытой экономической зоны» по совместному использованию ресурсов Охотского моря (А. Горохов, 2002); обустройство кооперативных связей между малым бизнесом двух стран и попытка вернуть Аляску в экономику России (Л. Рыбаковский, 2004); Аляска как пример для экономического развития Чукотки (Г. Агранат, 2003). | 4. Поэтапное описание уступок русскими своих американских владений, начиная с 1824 по 1867 г. Материал подается в стиле, напоминающем реваншизм, что создает впечатление о русских как о народе несправедливо обиженном и поруганном. |
Выводы. Оба варианта располагают читателя к мысли о возможном сотрудничестве с американцами на Аляске. Весь вопрос в том, на каком уровне преподносится СМИ такое сотрудничество: прагматичном или эмоциональном.
В данном контексте эмоции, связанные с таким понятием, как продажа, формируют лишь отрицательное восприятие у российской аудитории. Изучение этого аспекта интересно только с точки зрения клинической психологии. Восприятие Аляски прагматиками связывается со следующими экономическими аспектами:
— Перестройка геополитической политики России, о чем писалось в известной книге И.А. Гончарова «Фрегат „Паллада”».
— Новая стратификация технологических и экономических приоритетов России в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
— Внедрение через ООН вопроса об «открытой экономической зоне» на территории Северного Ледовитого океана и получения с помощью ООН наиболее благоприятного статуса для экономической деятельности России в Охотском море. Установление над северо-ле-довитым пространством особого режима промысловой и экономической деятельности для русских.
— Интеграция капиталов и специалистов в освоение природных ресурсов Аляски.
— Использование социального опыта Аляски в модернизации экономики Сибири и Дальнего Востока.
Если же встать на сторону лжепатриотов и обыграть эмоциональный уровень восприятия проблемы истории Российской Америки, то лучше извлекать из 1867 г. исторические уроки, нежели пребывать в раздражении по поводу территориальной утраты. Исторический урок должен научить Россию более трепетно относиться к учету таких обстоятельств, как особенности географической среды, воздействие геополитических императивов, влияние цивилизационных различий и контактов, а также положительная демография. При таком политическом подходе к окраинным территориям Азиатской России правительству скорее всего удастся избежать повторения горького опыта продажи Аляски. Важно помнить, что продажа Российской Америки — это урок не столько для власти, отстаивающей свои сиюминутные интересы, сколько проверка на прочность государства, являющегося институтом общества. Неспособность общества к техническому освоению территорий вынуждает власть уступать ее другим государства.
Инструкция для проведения контент-анализа
• Отбор публикаций по изучаемой проблеме осуществлялся путем простого наличия в них высказываний, характеристик, косвенных намеков, на промышленность.
• Значимое содержание статьи определялось простым соотношением количества личностных предложений в сообщении к сумме всех предложений. Если значимое содержание статьи было больше одной седьмой текста, то материал подвергается анализу.
• Единицей регистрации были выбраны слово, связанное с темой исследования, а также пробелы между словами.
Основным рабочим документом являлись таблицы контент-анализа по формуле, предложенной А.Н. Алексеевым и характеризующей оценку «удельного веса» смысловых категорий в общем объеме текста.
Категориями анализа текста были обозначены следующие знаки:
1. Формула расчета объема полезного содержания текста:
r — объем содержания текста;
t — общий объем анализируемого текста, т. е. полезного по исследуемой теме;
r/t ·100% — объем содержания текста, связанного с историей Российской Америки.
2. Формула оценки «удельного веса» (рис. 2) смысловых категорий в общем объеме текста, указывающего на уровень интенсивности представления о возможной экономической интеграции России в Аляску, в тексте исследуемых публикаций, где
Y — «удельный вес» данной смысловой единицы;
K1 — число случаев, когда смысловая единица оказалась главной;
K2— число случаев, когда смысловая единица оказалась второстепенной;
∑— сумма анализируемых текстов.
Примечания
1. Агранат Г.А. Капитализм и социализм: северный выбор // США: экономика, политика, идеология. 1994. № 8.
2. Агранат Г.А. Аляска — Новая модель развития // ЭКО. Всероссийский экономический журнал. 2003. № 6.
3. Иванян Э.А. Из истории: Россия и США — союзники, партнеры или противники? // США. Канада. Экономика — политика — культура. 2001. № 12. С. 34.
4. Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения 1815-1832 гг. М., 1975. С. 298.
5. Болховитинов Н.Н. Русско-американские отношения и продажа Аляски. М., 1990. С. 92.
6. Кротков Андрей. Калифорнийский обком Аляскинской АССР // Живая История. 2005. № 6. С. 83.
7. Петров А.Ю. Деятельность Российско-американской компании накануне продажи Аляски США. 1858-1867 гг. // Вопросы истории. 2006. № 2. С. 31-50.
РУССКАЯ АМЕРИКА
Материалы III Международной научной конференции
«Русская Америка» (Иркутск, 8–12 августа 2007 г.)
Предоставлено архитектурно-этнографическим музеем Тальцы