Вторник, 26.11.2024, 06:24Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Каталог статей

Совместные русско-американские промысловые экспедиции в Калифорнию (1803—1812 гг.)

Истомин А.А.
Совместные русско-американские промысловые экспедиции в Калифорнию (1803—1812 гг.)

Вопросы истории, 1998, № 8.
[105] — конец страницы.
OCR OlIva.

Проникновение русских в Калифорнию началось с промысловых экспедиций. Русские купцы и промышленники продвигались вдоль берегов Северной Америки, осваивая все новые районы промысла морской выдры (калана, или морского бобра). Каланы водились здесь в изобилии, причем побережье к северу от Калифорнии (от залива Тринидад до пролива Хуан-де-Фука) в силу географических условий было бедно каланом, превращая Калифорнию в далекий южный оазис, новое эльдорадо для торговцев драгоценным мехом. Отчасти чтобы опередить русских, отчасти по иным причинам испанцы в 1769 г. начали колонизацию Верхней (или Новой) Калифорнии (современный штат Калифорния в США, в отличие от колонизованной ранее Нижней или Старой Калифорнии, ныне — часть Мексики) и в начале 1770-х уже достигли залива Сан-Франциско1). (Земли к северу от залива Сан-Франциско, включая северную часть Верхней Калифорнии, именовали также Новым Альбионом, по названию, данному в 1579 г. Ф. Дрейком).

Начало торговле шкурами калана здесь положили испанцы в 1786 г., но уже в начале 1790-х годов эта монополизированная колониальными властями торговля пришла в упадок, а шкуры контрабандно начали скупать англичане, а с 1796 г. и американцы2).

В конце XVIII — начале XIX в. корабли США стали постоянно появляться у северо-западного побережья. Главным образом это были корабли из Новой Англии, особенно Бостона, отчего их капитанов и владельцев именовали здесь «бостонцами». Они конкурировали с Российско-Американской компанией (РАК), продавая индейцам за меха товары по более низким ценам, в частности, огнестрельное оружие и боеприпасы, что позволяло индейцам на равных противостоять русским. Но вместе с тем «бостонцы» стали поставщиками продовольствия для русских колоний, а в Калифорнии — и промысловыми партнерами РАК3).

Противодействие испанских властей Калифорнии и сокращение там добычи калана подтолкнули одного из американских капитанов, Джозефа О'Кейна, к идее промысла силами туземцев, предоставляемых РАК. Дело в том, что она располагала рабочей силой подвластных ей алеутов и кадьякских эскимосов (последних в Русской Америке тоже именовали «алеутами»), владевших недоступным европейцам искусством охоты на калана с байдарок. В октябре 1803 г. на Кадьяке (Павловская Гавань) О'Кейн заключил [105] с Главным правителем русских колоний в Америке А. А. Барановым контракт, по которому добыча делилась поровну. О'Кейну было предоставлено 20 байдарок с 34 туземцами под началом русских Афанасия Швецова и Тимофея Тараканова4).

Реальный район предстоящего промысла маскировался. По версии РАК, О'Кейн уверил Баранова, что у берегов Калифорнии он открыл новый остров с изобилием калана, и только в Калифорнии Швецов узнал от американского штурмана, что их капитан не открывал никакого острова, а лишь «приманил» таким образом Баранова. Однако, вероятно, Баранов знал или догадывался, куда на самом деле направляется американский капитан, и вышеизложенная версия лишь представляла алиби для Баранова на случай конфликта с испанскими властями и возможных международных осложнений. Излагая позднее эту версию, уполномоченный РАК Н. П. Резанов в письме министру коммерции Н. П. Румянцеву от 17/29 июня 1806 г. многозначительно заметил: «...Обманул ли Океин г. Баранова или тот должен был воспользоваться обманом его, оставляю судить Вашему сиятельству...»5).

Пересказывая, по-видимому, несохранившуюся инструкцию Баранова, К. Т. Хлебников сообщает, что посланному с экспедицией «верному и смышленому служителю» Швецову Баранов «предписал замечать все страны, где будут они приставать. Сим способом Баранов надеялся получить верные сведения о местах, где еще бобры водятся; хотел ознакомиться с обитателями Калифорнии, известными тогда только по темным слухам от иностранцев, узнать произведения того края, и наконец, какие меры употребляют американцы для торга с калифорнцами и дикими народами, по пространству Северо-западного берега Америки разсеяными; что и в каком количестве им платят за местные произведения и проч.»6)

К отправке именно в это время в Калифорнию промысловых партий Баранова побуждали не только перспектива экспансии РАК в южном направлении и необходимость сбора информации, но также и прежде всего ситуация на северо-западном побережье, где промыслу калана препятствовали столкновения с индейцами тлинкитами и захват ими в 1802 г. русской крепости на Ситхе (Ситке, современный о. Баранова)7). На уже освоенных участках к западу ресурсы «морского бобра» были истощены в результате хищнического истребления. На северо-западном же побережье активно действовали иностранные скупщики пушнины, а населявшие его индейцы (включая тлинкитов) были воинственны и хорошо вооружены. В этих условиях Калифорния с ее малоиспользуемыми ресурсами калана представляла для РАК особый интерес.

Посылавшуюся к берегам удаленной от русских колоний Калифорнии промысловую партию алеутов, как правило, сопровождал корабль (русский или американский), который служил флотилии байдарок и транспортом, и защитой на случай инцидентов. Использование же на начальном этапе исключительно или преимущественно иностранных судов отражало не только недостаток у РАК собственных кораблей и мореходов, но также стремление уменьшить коммерческий риск дальних походов в малоизвестный регион и желание под прикрытием «бостонцев» избежать прямого конфликта с испанцами, во владениях которых главным образом браконьерствовали эти экспедиции.

Немалую роль играло и стремление РАК ослабить конкуренцию американцев, их давление на промысловые ресурсы побережья — как в прежних, так и новых зонах промысла, ставя под контроль их деятельность, «выводя» ее за пределы Русской Америки в новые районы, при этом лишая «бостонцев» возможности их исключительной эксплуатации и тем самым ограничивая ущерб от возможной упущенной выгоды. Конкуренция, таким образом, на время уступала место взаимовыгодной кооперации. Характерный пример: летом 1811 г. Баранов жаловался, что капитан Блэнчард прибыл «на беду нашей Компании», а уже в конце 1811 г. контракт сделал Блэнчарда (Бланшарда) временным компаньоном РАК8).

Кроме того, при запрете испанских властей на торговлю с иностранцами [106] и желании РАК избежать прямых конфликтов с испанцами, благодаря контрабандному посредничеству «бостонцев» во время совместных экспедиций (или в связи с ними) обеспечивался жизненно важный канал снабжения русских колоний продовольствием из Калифорнии. Впрочем, во время первой экспедиции это посредничество еще не требовалось: согласно Резанову, О'Кейн обещал, «ежели где случится пристать ему в таких местах, где будут припасы (то есть в Калифорнии. — А. И.), то позволит прикащику покупать их в пользу компании, в них не участвуя»; этим путем было получено несколько бочек муки9). Таким образом, Швецов стал первым русским, кто вступил в торговые контакты с калифорнийскими испанцами.

Покинув Кадьяк 26 октября, О'Кейн на корабле «О'Кейн», с байдарками и алеутами на борту под началом Швецова и Тараканова, прибыл в район Сан-Диего 4 декабря 1803 г., а через 4 дня проследовал далее на юг до залива Сан-Кинтин в Нижней Калифорнии, где, в соответствии с обычной практикой американских капитанов, притворившись нуждающимся в помощи, получил разрешение остаться на несколько дней. Фактически же «О'Кейн» пробыл в заливе Сан-Кинтин четыре месяца (с 13 декабря 1803 до 26 марта 1804 г.), где, несмотря на бессильные протесты испанцев, занимался промыслом калана (в результате, по словам калифорнийского губернатора Аррильяги, «не осталось ни одной выдры от миссии Росарио до Санто-Доминго»10)). Экспедицией было добыто 1100 каланов, а Швецов и Тараканов стали первыми русскими, побывавшими в Калифорнии.

Для американцев контрактная система была чрезвычайно выгодной, чем объясняется та настойчивость, с которой они добивались совместного промысла, и то дополнительное влияние на них, которое приобретал Баранов11). Однако заключение контракта было знаком благосклонности и доверия, которые надо было заслужить. По замечанию историографа РАК П. А. Тихменева, «...преимуществами производства общего пушного промысла пользовались в особенности те из иностранных шкиперов, которые сверх снабжения колоний необходимыми товарами, по каким-либо отношениям и услугам, скрепленным с обеих сторон взаимным доверием, представляли собой верное ручательство в успешном соблюдении выгод компании»12). Довольно часто предоставление контракта увязывалось с каким-то условием или поручением.

В 1806 г. О'Кейн вновь пришел из Бостона в Ситку на корабле «Эклипс» («Иклипс»), но контракта с Барановым на совместный промысел в Калифорнии, вопреки мнению американской исследовательницы А. Огден, по-видимому, не заключал (русские источники об этом не сообщают). Приведенный Огден график его следования свидетельствует, что в Калифорнию «Иклипс» заходил до прибытия в Ситку13). Сотрудничество О'Кейна с Барановым свелось к вояжу с товарами РАК в Кантон, где О'Кейн обманул своих русских партнеров, а на обратном пути потерпел кораблекрушение у о. Саннах (Алеутские о-ва). После этого Баранов мечтал только поскорее «развязаться» с «безсовестным» О'Кейном. Этот эпизод заставил его еще более внимательно присматриваться к своим американским партнерам. «С Веншипом, конечно, как опримечен, кажется, весьма добрым человеком, дела и связь иметь еще можно, буде не мешает компанейским выгодам, а с подобными Океину и незнакомыми шайками только знаться» — писал Баранов своему помощнику И. А. Кускову в марте 1808 года14).

«Веншип» («Венчип») в русских документах — это представитель семейства бостонских судовладельцев Джонатан Уиншип. В 1803—1804 гг. он посетил Калифорнию на борту «О'Кейна», а в 1806 г. прибыл из Бостона на северо-западное побережье капитаном этого корабля вместе со своим братом Натаном в качестве помощника. Заключив в мае 1806 г. на Ситке контракт с Барановым, Дж. Уиншип получил от него 50 (по другим данным 70) байдарок, свыше сотни зверобоев-кадьякцев во главе с русскими Сысоем Слободчиковым и двумя его помощниками, а также 12 туземок для обслуживания промысла. Уиншип должен был отправиться к устью р. Колумбия, и начиная оттуда промысел, продолжать его до мыса Барро-де-Арена [107] (современный мыс Арена или Пойнт-Арина) в Северной Калифорнии. Без разрешения он не должен был действовать в испанской Калифорнии, а если бы и решил идти туда, должен был оставить партию в Новом Альбионе под вооруженным прикрытием.

Однако вопреки этому из залива Тринидад (Северная Калифорния) Уиншип в июне 1806 г. направил свой корабль к берегам Нижней Калифорнии. Он стремился избежать конфликтов с испанцами (с которыми вел торговлю) и разместил своих зверобоев по прибрежным островам, в то время как «О'Кейн» стоял в портах Тодос-Сантос и Сан-Кинтин, удаленных от районов промысла. Оставив в Нижней Калифорнии промысловые партии со всем необходимым, Уиншип в августе 1806 г. доставил на Аляску добытые меха. Из Ситки он 16 ноября 1806 г. прибыл на Кадьяк, где, как свидетельствует Баранов в письме Кускову от 18 июня 1807 г., получил «еще 25-ть байдарок при одном руском Верховинском, с тем чтоб непременно оставить в Новом Албионе, и прежних переместил туда же или на отдаленные от калифорнских берегов острова», и 5 января 1807 г. вышел с Кадьяка на юг15). По пути в Калифорнию Уиншип открыл на о-вах Фараллон (Фараллоны) лежбища котиков и сивучей — предмет будущего интереса американцев и русских, а также вел в архипелаге Чаннел у южных берегов Верхней Калифорнии промысел калана с байдарок. В марте 1807 г. он вновь прибыл в Нижнюю Калифорнию, где, передвигаясь от острова к острову, пополнял партии «алеутов» прибывшими охотниками. На о. Серрос (Седрос) Уиншип рассорился с Слободчиковым — тот отделился, приобрел у американцев за меха небольшое судно, названное «Св. Николаем» и через Гавайские о-ва вернулся на Ситку. «Риск Слободчикова довольно отважен, — писал Баранов Кускову 24 марта 1808 г., — и слава богу, что там удачно кончился, а судно, конечно, не дорого и годится таперь...»16). В апреле 1807 г. Уиншип собрал все промысловые отряды (149 чел.), но не торопился покидать пределы Нижней Калифорнии. Кадьякские охотники беспокоили испанцев до июня: в испанских источниках отмечены встреча «алеутов» с испанским отрядом у мыса Росарио, убийство четырех коров и стычка в мае кадьякцев с испанцами у Сан-Кинтина, где один «алеут» был убит, остальные взяты в плен. Из журнала «О'Кейна» известно также о стычках кадьякцев с индейцами испанских миссий, в которых верх обычно брали кадьякцы. В сентябре 1807 г. Уиншип возвратился в Ново-Архангельск с богатой добычей — 4819 шкур калана17). Это была самая прибыльная из совместных экспедиций.

Шурину О'Кейна О. Кимболу, пришедшему на корабле «Пикок» в Ситку в расчете на контракт, вначале пришлось совершить плавание в проливы архипелага Александра. Как выясняется из неопубликованных писем Баранова Кускову от 14 ноября 1806 г. и 18 июня 1807 г., Кимбол, по словам Баранова, «действовал по положению», то есть по определенной договоренности, которая, видимо, была условием заключения контракта. У тлинкитского селения Какнау он пытался вызволить людей РАК из плена. Заманить на борт тлинкитов с подошедшей байдарки не удалось, и тогда матрос-«сандвичанин» (гаваец) пропорол острогой ее днище. За извлеченных из воды индейцев, взятых в заложники, Кимболу выдали двоих пленных кадьякцев. В награду за это, возвратясь в Павловскую гавань 17 октября 1806 г., он получил по контракту «на промышленность в (Новом) Албионе» небольшую партию, состоявшую из 12 байдарок во главе с Таракановым, с которой вышел в море около 20 ноября18).

В Калифорнии Кимбол не должен был приближаться к испанским селениям. Это условие совпадало с его собственным опытом: на пути к Аляске он уже подходил к берегам Калифорнии в районе Сан-Габриэля, где часть членов экипажа была захвачена испанцами. В отличие от предыдущих экспедиций местом базирования (с марта по май 1807 г.) был избран залив Бодега к северу от Сан-Франциско, за пределами территории, колонизованной испанцами. На берегу были возведены грубые постройки. Охотники на байдарках промышляли калана вдоль океанского побережья и заходили в залив Сан-Франциско. Но никакие запреты и даже опасения не могли [108] удержать американских капитанов, когда речь шла о прибыли: из Бодеги «Пикок» перешел в Нижнюю Калифорнию. В августе 1807 г. Кимбол благополучно возвратился с добычей в Ново-Архангельск19).

Пребывание партии Тараканова в заливе Бодега в 1807 г. предвосхищало русскую колонизацию этого района. Именно тогда о нем были получены первые географические сведения, появился опыт первого (временного) заселения и, вероятно, были установлены первые контакты с местными индейцами. Во время экспедиций Тараканов и Слободчиков составляли некие карты («планы»). Экспедиции позволяли не только уточнять сведения об уже известных землях, но и делать новые открытия. Так, южнее залива Тринидад экспедиция Уиншипа — Слободчикова открыла залив Гумбольдта, который Баранов стал называть «Слободчиковским» или «Слободчикова». Заключая контракты на совместный промысел с американцами, Баранов проявлял инициативу, не санкционированную Главным правлением РАК, и шел на определенный служебный и коммерческий риск. По поводу экспедиций Уиншипа и Кимбола 1806—1807 гг. он писал Кускову в марте 1808 г.: «Экспедицыи албионския, бывшия обе у калифорнских берегов, слава Господу Богу, што так благополучно решились и ращеты миролюбиво с немалыми выгодами компании окончались; кои лежали у меня на сердце и находили иногда скорбь душе, поелику риск сей не был позволительной от начальства»20).

В новые предприятия подобного рода Баранов уже не хотел вступать, опасаясь в случае неудачи навлечь гнев руководства РАК, но когда в 1807 г. прибывший на Кадьяк из Кантона капитан корабля «Дерби» Б. Свифт, предлагая обменять привезенные товары на меха, поставил условием предоставление ему по примеру Уиншипа до 30 байдарок, Баранов был вынужден согласиться, так как его запасы подходили к концу. Свифт получил 25 байдарок и 50 туземцев с двумя русскими и вел с ними в 1807 г. промысел у берегов Калифорнии. В дальнейшем контракты на совместный промысел становятся обычным явлением. Упоминание одного из них, с Уиншипом (в документе — «Венчшип») — в записке Главного правления РАК генеральному консулу в Филадельфии А. Я. Дашкову (20 августа 1808 г.) означало одобрение руководством РАК подобной практики21).

В мае 1808 г. был заключен контракт с Дж. В. Эйрсом (Эрсом), капитаном корабля «Меркурий» («Меркьюри»). В 1806—1807 гг. на «Меркурий» под командой У. X. Дэвиса, успешно выменивая в Калифорнии шкуры калана, Эйрс сумел завоевать особое расположение ее жителей. Именно на это, вероятно, рассчитывал Баранов, доверивший Эйрсу закупку продовольствия для РАК. Эйрс получил от Баранова 26 байдарок под надзором Швецова. Выйдя с Кадьяка 26 июня, «Меркурий» заходил для торговли с индейцами на о-ва Королевы Шарлотты и в устье р. Колумбии и, производя промысел от залива Тринидад, проследовал в залив Бодега и далее на юг, к берегам испанских Верхней и Нижней Калифорний (Сан-Франциско, Сан-Диего, Тодос-Сантос, Сан-Педро, Сан-Хуан-Капистрано), где находился с конца 1808 по весну 1809 года. В письме от 14 мая 1809 г. комисионадо (начальник) Лос-Анджелеса Ф. X. Альварадо потребовал от Эйрса покинуть эти берега. Из плавания Эйре возвратился в июне22).

Контракт с Эйрсом (Ерссом по документу), введенный в научный оборот и опубликованный Н. Н. Болховитиновым это, по-видимому, единственный сохранившийся документ такого рода, дающий представление об условиях совместного промысла. В нем, как и в контракте с Уиншипом, упоминаемым Хлебниковым23), указывались срок действий экспедиции и число отпускаемых байдарок со зверобоями-«алеутами» под началом обычно двух русских, оговаривались взаимоотношения и обязанности сторон, включая и права «алеутов»: они ограждались от обид со стороны экипажа, особо подчеркивались «свобода» посылаемых с ними женщин (для починки и шитья одежды и байдарок) и их безопасность от сексуальных домогательств команды. Добыча по возвращении делилась поровну, причем за свою половину Эйрс должен был заплатить компании товарами или мехами плату, причитавшуюся алеутам за каждого добытого «бобра» по [109] определенной таксе (в зависимости от сорта): от 1 до 3,5 далера (пиастра); в контракте с Уиншипом эта «вилка» составляла от 1 до 2,5 пиастров. В случае же, если кто-то из алеутов будет захвачен в плен, убит или пропадет без вести, Эйрс платил за каждого в пользу его семейства и родственников «по 250 далеров в компанию, предоставя право удовлетворения здешнему начальству». (Такая же сумма названа и в контракте с Уиншипом).

Для контракта характерны ряд условий, освобождающие РАК от всякой ответственности за посещение испанской Калифорнии: в Ново-Архангельске еще не знали о прекращении войны 1805—1807 гг., в которой Россия и Испания находились во враждебных коалициях.

С 1808 г. Баранов посылает в Калифорнию корабли РАК, но не отказывается и от контрактной системы, которая, как можно убедиться по условиям контракта с Эйрсом, была чрезвычайно выгодна РАК: кроме половины добычи — по сути платы за сданных в аренду алеутов, компания фактически получала солидную компенсацию за людские потери и дополнительный доход в виде взносов «для платежа алеутам» — нетрудно догадаться, что из этих сумм самим алеутам или их осиротевшим семьям доставалась (в виде товаров) лишь некоторая часть.

Эта система была очень выгодна и американцам. Наличие охотников-«алеутов» давало им, по замечанию Огден, возможность создать в удалении от испанских поселений линию охотничьих баз (зал. Бодега и Дрейка, Фараллоны, арх. Чаннел, о-в Серрос и др.), где добывались котики или с которых во всех направлениях прочесывалось побережье в поисках каналов. При этом «бостонцы» оставались в безопасности, а риск плена и даже гибели приходился на долю «алеутов»24). Фактически «бостонцы» стали вместе с РАК соучастниками эксплуатации коренного населения Русской Америки.

В конце 1809 — начале 1810 г. Баранова, надеявшегося, что колонизацией Нового Альбиона займется непосредственно государство, в первую очередь интересовал промысел на северо-западном побережье, куда он направлял и партии по контрактам. В декабре 1809 г., вернувшись из Бостона на «О'Кейне», Дж. Уиншип заключил контракт с Барановым на 50 байдарок, однако первое плавание он совершил у северо-западного побережья, прикрывая промысловую партию Кускова. В августе 1810 г. он прибыл на Ситку. Промысловую экспедицию по северо-западному побережью предполагал и второй контракт Баранова с Эйрсом, ей должна была предшествовать закупка Эйрсом продовольствия в Калифорнии25). Этот контракт был реализован лишь частично: Эйрс в конце 1809—1810 гг. ходил в Калифорнию (Сан-Луис-Обиспо, Сан-Кинтин), по данным Огден каким-то образом добыл на о. Санта-Барбара 96 шкур калана (цифра, ничтожная по сравнению с совместными экспедициями), но, прибыв 27 июня 1810 г. на Ситку, для похода в проливы он, по-видимому, уже опоздал: по контракту срок этого похода определялся с апреля до середины августа. Кроме того, произошли изменения и в намерениях Баранова.

Противодействие индейцев на северо-западном побережье вновь усилило интерес Баранова к иным промысловым зонам, и середина — вторая половина 1810 г. отмечены серией контрактов с американскими капитанами на совместный промысел в Калифорнии. В июне 1810 г. был заключен контракт с капитаном «Изабеллы» У. X. Дэвисом. Осенью в Калифорнию отправился Дж. Уиншип — несомненно на контрактной основе (вероятно, по тому же упоминавшемуся выше контракту от декабря 1809 г.). Октябрь 1810 г. — контракт с его братом Натаном Уиншипом (судно «Альбатрос») на 30 байдарок с 50 кадьякцами26).

Той же осенью в Калифорнию вновь отправился Эйрс, по утверждению Огден — с большим количеством охотников и с товарами для испанцев. Он участвовал во встрече четырех бостонских кораблей в зал. Дрейка, затем посетил зал. Сан-Кинтин. Однако сомнительно, что Эйрс заключил контракт на совместный промысел, а не поставку товаров, и имел партию «алеутов». Вся его добыча составила 20 шкур калана, полученных в декабре [110] на о. Санта-Барбара — судя по количеству, явно без участия «алеутов», возможно он выменял их у индейцев. Отсутствуют данные и о его возвращении на Ситку: единственное сообщение о его дальнейшем маршруте относится к сентябрю 1811 г., когда он вышел из Кантона. Трое же американских капитанов (Дж. и Н. Уиншипы, У. Дэвис), заключивших контракт на совместный промысел, действовали на этот раз не только одновременно у тех же берегов, но и поддерживая между собой контакт. Дэвис получил 48 байдарок во главе с Таракановым. Высадив часть зверобоев на Фараллонах, Дэвис сделал в сентябре-октябре базой «Изабеллы» зал. Бодега. «Алеуты» вели промысел вначале между зал. Бодега и Сан-Франциско, а затем и внутри последнего, где наблюдались перемещения их байдарок. Эта деятельность встречала отпор со стороны испанцев. В сентябре были схвачены десять зверобоев и в начале октября еще пять охотников. 25 ноября двое парней, рыбачивших возле Сан-Франциско, обнаружили записку на конце палки, воткнутой в песок, с просьбой Дэвиса к коменданту Сан-Франциско Л. А. Аргуэльо вернуть ему «бедных индейцев» (кадьякцев), вошедших в залив якобы без его ведома. Когда в конце сентября Бодегу посетил испанский прапорщик (альферес) Г. Морага, двое встреченных алеутов жаловались ему, что в зал. Сан-Франциско убиты девять их товарищей. Морага отметил сооруженные в Бодеге три землянки27). Таким образом, совместная промысловая экспедиция Дэвиса—Тараканова вторично, после экспедиции Кимбола—Тараканова (1807 г.), сопровождалась созданием временного поселения на берегах залива Бодега, будущего района русской колонизации.

29 ноября 1810 г. «Изабелла», «Альбатрос», «О'Кейн» и «Меркурий» встретились в зал. Дрейка. Вероятно, эта встреча была назначена заранее для согласования планов. После недолгого промысла в зал. Сан-Франциско, Дж. Уиншип в конце декабря соединился в зал. Сан-Кинтин с братом, капитаном «Альбатроса». (Существует мнение, что братья Дж. и Н. Уиншипы вели совместный бизнес, хотя сохраняли оперативную самостоятельность.) До контракта с Барановым «Альбатрос» в июле-августе 1810 г. уже был у калифорнийских берегов, где высадил партии охотников (видимо, из числа находившихся на борту 25 гавайцев) на богатых котиками Фараллонах и о. Серрос. Однако вести эффективно промысел калана в местах его обитания без «алеутских» охотников оказалось невозможно. Тогда Н. Уиншип отправился на Ситку, где по контракту получил около 50 кадьякцев на 30 байдарках во главе с Лосевым. Из зал. Дрейка, оставив большую часть «алеутов» в зал. Сан-Франциско, «Альбатрос» прибыл 4 декабря на Фараллоны. Оставленная здесь партия за 5 месяцев добыла 30 тыс. котиков. Усилив ее еще шестью гавайцами, Н. Уиншип пошел на юг. Его ставка на «алеутов» оправдалась: оставленная на о. Санта-Барбара группа кадьякцев всего за три дня добыла около 60 первосортных шкур калана. 21 декабря «Альбатрос» прибыл в зал. Сан-Кинтин, где вновь соединился с «О'Кейном». Весной Уиншипы возвратились в Северную Калифорнию. 11 мая 1811 г. в зал. Дрейка состоялась вторая встреча «бостонцев» — «Альбатроса», «О'Кейна» и «Изабеллы», а сам залив стал промысловой базой. Байдарки поддерживали связь с Фарраллонами, доставляя провизию охотникам и привозя меха. Шла интенсивная охота на калана по океанскому побережью от Бодеги и южнее. К «алеутам» с законтрактованных кораблей добавилась партия с прибывшего в Бодегу «Чирикова» Кускова. 30 мая индейцы сообщили коменданту Сан-Франциско Аргуэльо, что между Бодегой и Сан-Франциско действует 130 байдарок. Дэвис предлагал Аргуэльо 3 тыс. песо за допуск его охотников в зал. Сан-Франциско. Когда испанцы отвергли предложение, Дэвис приказал байдаркам войти в залив, не обращая внимания на выстрелы из пресидио (крепости). «Алеуты» Кускова встретили в заливе партию Тараканова (48 байдарок), оставленную Дэвисом («Изабелла»), и партию из отряда, посланного с Н. Уиншипом на «Альбатросе» (68 байдарок под надзором Лосева, возможно с добавлением байдарок «О'Кейна», о чем не упоминает Хлебников). Общее число промышлявших в заливе байдарок дошло почти до 140. Выследив группу алеутов, испанцы напали на их ночную стоянку в одной из бухточек: [111] «алеуты» ушли в море, потеряв двух человек убитыми и две байдарки. К середине августа 1811 г. все три судна вернулись в Ситку. Они привезли богатую добычу, особенно Дж. Уиншип и У. Дэвис: соответственно 2726 (2251) и 2488 (989) добытых каланов (в скобках — число зрелых особей). Баранов был доволен итогами совместного промысла, однако в письме Дж. Астору отмечал людские потери28). Как видно из приведенных выше данных, они составили не менее 11 чел. убитых и 15 чел. пленных «алеутов».

Американские капитаны не забывали и о своих национальных интересах, в круг которых в ту пору входила колонизация бассейна р. Колумбия. Так, Н. Уиншип вышел из Бостона на «Альбатросе» с заданием от бостонской компании основать поселение на Колумбии, что он неудачно (помешали местные индейцы) пытался сделать в мае-июне 1810 г., еще до визита на Ситку. Возвращаясь из Калифорнии, в июне 1810 г. заходил в эту реку и Эйрс. Кроме собранной информации, визит на Колумбию обогатил Уиншипа мехами сухопутных зверей — от енотов и диких котов до норок и белок. Американцы скупали любые меха: в ведомости добытой пушнины в судовом журнале «Альбатроса» значатся 139 кротовых шкурок. Но основную часть добычи составляли, конечно, шкуры морских зверей. Только на Фараллонах было добыто 73,4 тыс. котиков29).

На смену ушедшим с драгоценным грузом в Кантон кораблям Уиншипов и Дэвиса пришли новые. В ноябре 1811 г. Баранов заключил контракты с капитаном Томасом Миком («Аметист», 52 байдарки) и Уильямом Бланшардом («Кэтрин», 50 байдарок). Оба они в январе 1812 г. вышли из Ситки, в июне-августе вели промысел в зал. Сан-Кинтин в Нижней Калифорнии (вдали от мест, где в это время закладывалась русская крепость Росс), а осенью вернулись обратно. Видимо, тогда же, в конце 1812 г. был заключен контракт с Исааком (Айзеком) Уитмором (Витимором), капитаном корабля «Харон», который, оставив партию зверобоев на Фараллонах, крейсировал вдоль побережья до зал. Сан-Кинтин30).

Всего на контрактной основе в Калифорнию в 1803—1812 гг. было совершено 11 промысловых экспедиций (считая двукратное плавание Дж. Уиншипа в 1806—1807 гг. за одну). После основания в Калифорнии русской крепости Росс контрактная система, принесшая значительную выгоду обеим сторонам, уступила место самостоятельному промыслу РАК. Известно только одно исключение: осенью 1817 г. Тараканов со своими людьми, пытаясь выбраться с Гавайев, самостоятельно заключил контракт с американцами на совместный промысел у берегов Калифорнии и благодаря этому смог вывезти промысловую партию в Ново-Архангельск31).

Контрактная система, сделавшая основными добытчиками калана не местных индейцев, с их неразвитой культурой этого промысла, а самых умелых в мире охотников на морскую выдру — алеутов и эскимосов Южной Аляски, мобилизованных и организованных РАК и доставленных в Калифорнию на американских судах, означала переход к ускоренному тотальному уничтожению калифорнийских популяций этого животного — последних сравнительно хорошо сохранившихся популяций калана на Тихоокеанском севере. Всего, по нашим подсчетам, за 10 лет совместного промысла «бостонцев» и РАК в Калифорнии (1803—1812 гг.) было убито не менее 21 тыс. каланов.

Обеспечив русских необходимыми сведениями о далеком крае и первым опытом проживания там, контактов с аборигенами, хозяйственной деятельности, совместные экспедиции стали прологом русской колонизации Калифорнии.



1) АЛЬПЕРОВИЧ М. А. Россия и Новый Свет. М. 1993, с. 75—85.

2) OGDEN A. The California Sea Otter Trade. 1784—1848. Berkeley e. a. 1975, p. 16—44.

3) БОЛХОВИТИНОВ Н. Н. Становление русско-американских отношений. 1775—1815. M. 1966, с. 310—334,445-476; GIBSON J. R. Imperial Russia in Frontier America. N. Y. 1976, p. 157—160. [112]

4) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка в «Записках» Кирила Хлебникова. Ново-Архангельск. Сост. С. Г. Федорова. М. 1985, с. 46; ТИХМЕНЕВ П. А. Историческое обозрение образования Российско-Американской компании и действий ее до настоящего времени. Ч. 1. СПб. 1861, с. 93.

5) ТИХМЕНЕВ П. А. Ук. соч. Ч. II. СПб. 1863. Приложение, с. 272; ХЛЕБНИКОВ К. Т. Ук. соч., с. 8.

6) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание Александра Андреевича Баранова, Главного правителя Российских колоний в Америке. СПб. 1835, с. 76.

7) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание, с. 75.

8) Там же, с. 148, 149; БОЛХОВИТИНОВ Н. Н. Ук. соч., с. 330, 466; Россия и США: становление отношений, 1765—1815. М. 1980, с. 485; OGDEN A. Op. cit., p. 57; GIBSON J. R. Op. cit., p. 158.

9) ТИХМЕНЕВ П. А. Ук. соч. Ч. II. Приложение, с. 272.

10) OGDEN A. Op. cit., p.46—47, 158

11) П. ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание, с. 149; БОЛХОВИТИНОВ Н. Н. Ук. соч., с. 329, 466.

12) ТИХМЕНЕВ П. А. Ук. соч. Ч. I, с. 172.

13) Ср. OGDEN A. Op. cit., p. 49—50, 159.

14) Отдел рукописей Российской Государственной библиотеки (ОР РГБ), ф. 204, к. 32, д. 6, л. 21об.

15) ОР РГБ, ф. 204, к. 32, д. 6, л. 6.

16) ОР РГБ, ф. 204, к. 32, д. 6, л. 21.

17) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание, с. 107, 108; ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 46, 47; ТИХМЕНЕВ П. А. Ук. соч. Ч. I, с. 167—168; OGDEN A. Op. cit., p. 49—52, 161; BANCROFT H. Н. History of California. Vol. II. 1801—1824.— The Works of Hubert Howe Bancroft. Vol. XIX. San Francisco. 1886, p. 84.

18) OP РГБ, ф. 204, к. 32, д. 6, л. 1об—2об, 5об—6.

19) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 47; OGDEN A. Op. cit., p. 48, 50, 160.

20) ОР РГБ, ф. 204, к. 32, д. 6, л. 20, 21—21об., 22об—23.

21) ТИХМЕНЕВ П.А. Ук. соч. Ч. I, с. 171; OGDEN A. Op. cit., р. 50, 160; BANCROFT Н. Н. Op. cit., р. 84; Внешняя политика России. Сер. 1, т. 4. М. 1965, с. 616.

22) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание, с. 123; Его же. Русская Америка, с. 47; OGDEN A. Op. cit., р. 52, 53, 161.

23) Россия и США, с. 324—326; БОЛХОВИТИНОВ Н. Н. Ук. соч., с. 330; ХЛЕБНИКОВ К. Т. Жизнеописание, с. 8—9.

24) OGDEN A. Op. cit., p. 57.

25) ОР РГБ, ф. 204, к. 32, д. 11, л. 5—5об.; OGDEN A. Op. cit., p. 163; Россия и США, с. 448; ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 46. На замечание Хлебникова об экспедиции Кускова в 1810 г. и роли в ней Уиншипа впервые обратил внимание А. В. Гринев.

26) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 47; BANCROFT H. H. Op. cit., p. 93; OGDEN A. Op. cit., p. 53.

27) См. OGDEN A. Op. cit., р. 53, 54, 162; MORAGA G. Diario de su expedicion al Puerto de Bodega. 1810.— Bancroft Library (США, Беркли). Provincial State Papers. Vol. 19. Fos. 276—277.

28) OGDEN A. Op. cit., p. 53, 55, 56, 162; ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 47, 48; Его же. Записки К. Хлебникова о Америке.— Материалы для истории русских заселений по берегам Восточного океана. Вып. 3. СПб. 1861, с. 137, 138; Россия и США, с. 485.

29) BANCROFT H. H. Op. cit., p. 94.

30) ХЛЕБНИКОВ К. Т. Русская Америка, с. 9; OGDEN A. Op. cit., p. 57. По Хлебникову контракт с Витимором был заключен в 1813 году. Однако Баранов уже в октябре 1812 г. в письме губернатору X. Арильяге пишет об использовании <

Категория: Российско-американская компания | Добавил: Майя (27.02.2010)
Просмотров: 1825 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz