Честно и самоотверженно
В XIX веке на российском флоте, особенно на Балтике и Дальнем Востоке, было немало выходцев из Финляндии и Швеции. Называли их именем собирательным — «шведские волонтеры»
Русским языком они владели порой неважно, но морское дело знали и любили, отличались к тому же добросовестностью, трудолюбием и упорством. Одним из наиболее выдающихся представителей Финляндии на нашем флоте был Адольф Карлович Этолин (Арвид Адольф Этолен).
Родился он в январе 1799 г. в Хелье. На флотскую службу поступил волонтером в 1817-м. Зачисленному на Балтийский флот гардемарину повезло — практически сразу он попал в экипаж шлюпа «Камчатка», который набирал сам В. М. Головнин.
26 августа шлюп покинул Большой Кронштадтский рейд, направляясь в Тихий океан, где Головнину по личному императорскому повелению надлежало проверить все российские владения.
На «Камчатке» гардемарину было у кого поучиться морскому делу. Старший офицер, лейтенант Муравьев — будущий главный правитель Русской Америки и генерал-майор, мичманы Литке и Врангель — будущие знаменитые российские адмиралы, мореплаватели и ученые, Матюшкин — лицейский друг Пушкина, будущий путешественник и адмирал. Навигации Этолина учил старший штурман Никифоров, ставший впоследствии генералом Корпуса флотских штурманов.
«Камчатка» пришла в Новоархангельск. Там усердного и толкового гардемарина заметили и пригласили на службу в Российско-Американскую компанию (РАК) — факт по тем временам достаточно редкий. Этолин и здесь показал себя человеком способным, трудолюбивым и любознательным. Вскоре его назначили командиром куттера «Баранов», и летом 1821 г. он принял деятельное участие в экспедиции по исследованию и описанию побережья Аляски совместно с командиром брига «Головнин» мичманом В. С. Хромченко, впоследствии знаменитым капитаном, совершившим три кругосветных плавания.
В их совместных экспедициях в 1821 и 1822 гг. выполнена огромная работа по исследованию западного побережья Аляски вплоть до залива Нортона. Не обошлось и без курьезов. Подойдя 23 июля 1821 г. к восточному побережью неизвестного острова, они нанесли его на карту как новооткрытый. А позже выяснилось, что за двое суток до них тот же самый остров, только с западного побережья, открыл капитан-лейтенант М. Н. Васильев на шлюпе «Открытие», и название ему было дано Нунивак (что означает «открытие»). Но пролив между ним и материком назвали в честь Адольфа Этолина.
Представленные отчеты, журналы и карты проведенных экспедиций, выполненные Хромченко и Этолиным на высоком профессиональном уровне, по достоинству оценила придирчивая Адмиралтейств-коллегия.
Хромченко в журнале «Сын отечества» так охарактеризовал своего младшего коллегу: «Мичман Этолин, молодой человек хорошей фамилии из Финляндии, которого склонность к морской службе заставила ехать с капитаном Головниным, и который неусыпными трудами и ревностью к учению приобрел в части своей весьма значительную и внимания достойную степень образования». Хотя Этолин ни в Морском корпусе, ни в иных учебных заведениях до того не обучался.
Молодого и упорного «вольного морехода» (таково его официальное звание в РАК) по достоинству оценили в колониях: уже в 1824 г. он был аттестован штурманом 14-го класса и назначен командиром компанейского брига «Байкал». Вскоре на фрегате «Крейсер» под командованием капитана 2-го ранга М. П. Лазарева он возвратился в Кронштадт, где «за отличие» его произвели в мичманское звание.
Но долго сидеть в столице мичман Этолин не мог. И уже в середине 1827 г. он оказался в Новоархангельске, где получил от главного правителя колоний П. Е. Чистякова задание возглавить большую экспедицию на Курилы. Этолин энергично и добросовестно выполнил поставленные ему сложные задачи, окончательно закрепил часть островов за Россией, решительно пресек поползновения иноземных браконьеров, пытавшихся промышлять на острове Уруп пушнину.
Вернувшись в Ситку с большим грузом пушного товара, он снова получил в командование свой испытанный «Байкал» и потом в течение более пяти лет почти не сходил с палубы. Без отпуска и передышки бороздил мичман, а потом и лейтенант Этолин бурные воды Тихого океана, неоднократно побывав в Монтеррее, Кальяо, Форт-Россе, Охотске, на Алеутских и Сандвичевых островах.
В 1832 г. новый главный правитель колоний Ф. П. Врангель, знаменитый русский путешественник, моряк и исследователь, назначает Этолина своим помощником с присвоением чина капитан-лейтенанта. В этой должности он прослужил более пяти лет, приобретая бесценный административный опыт. После десяти лет непрерывной службы в Русской Америке он был наконец отпущен в Россию.
Но, видимо, не судьба была ему дослужить до пенсии на Балтике. Когда в главном правлении РАК встал вопрос, кем заменить И. А. Купреянова на посту главного правителя колоний, то сомнений практически не было: больше всего для этой должности подходил капитан 2-го ранга А. К. Этолин. Тогда же старый холостяк Этолин женился на своей землячке Маргарите Сундсвалл. Свадебное путешествие молодожены провели на компанейском корабле «Николай», который в мае 1840 г. доставил их в далекую Русскую Америку. Начался новый этап его активной деятельности в колониях, теперь уже в должности их главного правителя. Мужественный и опытный моряк, внимательный и трудолюбивый исследователь удачно сочетал в себе и качества толкового, знающего и энергичного правителя огромных территорий российских владений на Тихом океане.
Трудно даже просто перечислить все, что сделано при нем в Русской Америке. В Новоархангельске были построены новая пристань, магазин, библиотека, депо карт и астрономических инструментов, пороховой погреб, прачечная и казарма для нижних чинов. Была возведена лютеранская кирха, а на острове Кадьяк — православная церковь. На Кенае построены лесопильный и кожевенный заводы, мельница, расширен кирпичный завод. А начал новый правитель колоний с того, что учредил в 1840 г. в Новоархангельске «общественный клуб» — шаг совершенно необычный в истории Русской Америки.
Научным подвигом можно назвать его многолетний труд по собиранию знаменитой этнографической коллекции из предметов бытового обихода и охоты, оружия, рукоделия и различных иных раритетов, собранных на Аляске, Алеутских островах, на Юконе.
Пятилетний срок службы Этолина подошел к концу. Летом 1845 г. он со своей семьей в последний раз отплыл по знакомому маршруту в Охотск, где встретился со сменщиком — М. Д. Тебеньковым. А капитан 1-го ранга Этолин отправился в Петербург, где принял пост члена главного правления РАК «по исполнительской части». В столице он прослужил до 1852 г., с 1847-го — в чине контр-адмирала.
Выйдя в отставку по здоровью, Этолин в последующие годы жил в основном в Финляндии, активно и заинтересованно следя за всем, что происходило в России, на флоте и в Русской Америке, где прошла его трудная и интересная молодость. Скончался Адольф Карлович в 1876 г., оставив после себя большое количество дневников, писем и заметок, которые ныне большей частью хранятся в Финляндии или у его потомков, живущих в Швеции.
Память о нем увековечена на географических картах: мысы его имени на острове Уруп, в Бристольском заливе и Беринговом море и тот туманный пролив, через который совсем юный «вольный мореход» Этолин летом 1821 г. перебрался к неизвестному тогда острову Нунивак.
На пожалованном Этолину гербе короткий девиз: «Честно и самоотверженно», который лаконично и полно выражает самую суть этого человека, своими трудами и подвигами многое сделавшим для пользы и славы России.
Подготовила Ирина КУКАНОВА.http://www.vnpinfo.ru/statyi/?id=2611