—
флота капитан І ранга; родился 2 августа 1773 г. в Нежине, умер 22
февраля 1837 г.; воспитывался в морском кадетском корпусе и на 13-м
году от роду (20 марта 1786 г.) произведен был в гардемарины; в 1788
г., во время войны со Швецией, был в крейсерстве у Гельсингфорса и на
фрегате "Подражислав" участвовал в Гохландском сражении. Произведенный
в 1789 г. в мичманы, он находился затем почти во всех главных битвах со
шведами на море до окончания кампании в 1790 г. В 1793 г. Лисянский был
произведен в лейтенанты и в том же году, по повелению императрицы
Екатерины II, послан в числе 16-ти флотских офицеров в Англию служить
волонтером в британском флоте. Пробыв там 5 лет, он сделал несколько
морских кампаний, в том числе к берегам Сев. Америки, к мысу Доброй
Надежды, в Ост-Индию, жил некоторое время в Филадельфии, неоднократно
участвовал в сражениях с французами и в 1796 г., при взятии фрегата
"Елизавета", контужен был в голову. 27 марта 1798 г., по возвращении в
Россию, он был произведен в капитан-лейтенанты и назначен командиром
фрегата "Автроил", а в 1803 г., за 18 морских кампаний, награжден
орденом св. Георгия 4-го класса. В том же году вышел его перевод книги
Клерка: "Движение флотов", и тогда же, по поручению
Российско-Американской компании, Лисянский съездил в Лондон для покупки
двух шлюпов, которые и были приведены им в Кронштадт; оба шлюпа
назначены были в экспедицию вокруг света под начальством Крузенштерна.
Снявшись с кронштадтского рейда, оба шлюпа — "Надежда" под командой
Крузенштерна и "Нева" под командой Лисянского — 26 ноября 1803 г.
перешли экватор и 8-го июля 1804 г., обогнув мыс Горн, достигли
Сандвичева острова Овайги. Здесь Лисянский отделился от Крузенштерна,
взяв самостоятельный курс к северо-западному берегу Америки на остров
Кадьяк, затем он отправился к Ситхе, где оказал помощь главному
начальнику русских Северо-Американских колоний Баранову в возвращении
взятого и разоренного калошами города Новоархангельска. На обратном
пути им были открыты острова "Лисянского" и "Крузенштерна". 21 ноября,
прибыв в Макао, Лисянский соединился с Крузенштерном, откуда они вместе
направились к мысу Доброй Надежды, и здесь снова расстались. Лисянский
перешел в Портсмут и оттуда 26 июня 1806 г. вернулся в Кронштадт. За
это путешествие он был произведен в капитаны 2-го ранга, получил
пожизненную пенсию в 3000 рублей и единовременно от
Российско-Американской компании 10000 руб. В 1807 г. Лисянский,
начальствуя над отрядом в 9 судов, ходил в крейсерство к Готланду и
Борнгольму для наблюдения за английскими военными судами; в 1808 г. он
был назначен командиром корабля "Эмгейтен", а 8 января 1809 г., в чине
капитана І ранга, вышел в отставку. В 1812 г. Лисянский опубликовал
свое "Путешествие вокруг света в 1803, 1804, 1805 и 1806-х гг." (с
подробным атласом), а в 1814 г. напечатал его в Лондоне на английском
языке. Его значительная коллекция различных предметов тропических и
других посещенных им стран, одежд, оружия и других редкостей после его
смерти, по завещанию, поступила в Румянцевский музей. "Русские портреты
ХVIIІ и ХIХ в.", изд. в. кн. Николая Михайловича, т. V, № 250. — Леер,
"Энциклопедия военных и других наук". — Военный энциклопедический
лексикон. А. Акимов. {Половцов} Лисянский, Юрий Федорович (1773—1837) —
путешественник. Воспитывался в морском корпусе вместе с И. Ф.
Крузенштерном, с которым (и отчасти отдельно) совершил кругосветное
плавание, описанное им в интересном, указывающем на недюжинную
наблюдательность и снабженном хорошим атласом "Путешествии вокруг света
в 1803, 1804, 1805 и 1806 гг." (СПб., 1812). Эту книгу сам Л. перевел
на английский язык: "A voyage round the World" (Лонд., 1814). Кроме
того, Л. перевел "Движение флотов" (СПб., 1803) Клерка. {Брокгауз}
Лисянский, Юрий Федорович — извест. рус. моряк. Род. в 1773 г., 15 л.
выпущен из Мор. кадетск. корпуса "за мичмана" и тотчас же принял
участие во всех главн. делах нашего флота против шведов в войне
1788—1790 гг. Произв. в лейт-ты, в числе 16 избранных Имп-цей
Екатериной лучш. моряков, назнач. на воен. суда британ. флота. В 1794
г. отправился к берег. Сев. Америки на фр-те "L'Oiseau", участвовал в
захвате каравана амер. коммерч. судов, находившихся под конвоем франц.
фр-та "La Concorde", и во взятии воен. брига "Chigamoga". На фр-те
"Topaz" в жаркой схватке с франц. фр-том "Elisabeth", окончившейся
взятием последнего, Л. получил контузию в голову; в 1800 г. вернулся в
Россию. В 1803 г., командуя шлюпом "Нева", принял участие в эксп-ции
под начальством Крузенштерна, посланной Рос. Сев.-Амер. компанией для
доставления в наши амер. колонии разл. материалов и установления
сношений с Японией. Шлюпы "Нева" и "Надежда" во время шторма у м. Горн
разлучились и соединились вновь у о-ва Нука-Гива (Вашингтоновы о-ва). У
Гавайск. о-вов суда опять разлучились. "Надежда" пошла на Камчатку, а
"Нева" сперва на Гавайи, а потом к о-ву Кадьяк. Здесь, в порту Святого
Павла, Л. получил известие от правителя Амер. компании Баранова о том,
что туземцы под предвод-ством амер. матросов взяли Архангельск. укрепл.
селение и перебили в нем всех жителей. Л. немедленно вышел на о-в
Ситха, и при его содействии укрепление было взято Барановым. Покончив с
этим делом, Л. занялся описью прилежащих о-вов и этнографич.
исслед-ниями. В 1805 г. "Нева" была послана с товарами в Кантон и на
пути туда 3 окт. среди океана внезапно стала на мель. Сбросив в воду
ростры и карронады, облегченный шлюп стянули завозами на глубину, но в
это время налетел сильнейш. шквал, и "Неза" вновь села на риф. Только
пожертвовав якорями и нужнейш. вещами, ценой неимоверн. усилий, шлюп
удалось стащить на глубину. Низкий корал. о-в. находящийся посреди
опасн. мели и только слегка прикрытый травой, по настоянию экипажа
"Невы", был назван о-вом Лисянского. Выйдя из опасн. положения и подняв
сброшенные в воду грузы, Л. продолжал плавание. Вскоре был открыт еще
корал. о-в, названный по имени начальника эксп-ции. В Кантоне Л.
соединился с Крузенштерном, и оба шлюпа, взяв груз чая, фарфора и
китайки, отправились в обратн. путь. У м. Доброй Надежды пасмурность их
разлучила. Пользуясь благоприят. обстоят-вами, Л. решил идти в Европу,
не заходя никуда по пути. Через 142 дня после выхода из Кантона "Нева"
бросила якорь в Портсмуте. Все находившиеся на шлюпе люди были здоровы
и не терпели ни в чем недостатка. По возвращении в Россию Л. был
произведен в кап. 2 ранга, награжден орденом святого Владимира 3
степени, пожизн. пенсионом в 3 тыс. руб. и единоврем. выдачей от Рос.
Сев.-Амер. компании 10 тыс. руб.; командой шлюпа ему была поднесена
зол. шпага. После кругосветн. плавания Л. командовал еще неск.
кораблями, отрядом и одно время всеми Имп. яхтами. В 1809 г. он вышел в
отставку в чин. кап. 1 ранга. Умер в 1837 г. На могиле его на кладбище
Алекс.-Невск. монастыря поставлен скромн. памятник (рисунок сделан при
жизни самим Л.) из гранита, с чугун. якорем и оборванной цепью. В 1803
г. Л. издал переведенную им с англ. тактику Дж. Клерка под заглавием
"Движение флотов", а в 1812—1814 гг. — описание своего кругосветн.
путешествия на рус. и англ. яз., с атласом. Значит. коллекция одежд,
оружия дикарей, раковин и т. п. передана в моск. музей гр. Румянцева.
{Воен. энц.} Лисянский, Юрий Федорович капитан 1-го ранга,
мореплаватель и писатель, р. 2 апреля 1773 г., † 22 февраля 1837 г.
{Половцов} Лисянский, Юрий Федорович (2 авг. 1773 — 22 февр. 1837) —
рус. мореплаватель. В 1786 окончил Морской кадетский корпус, в 1788—90
участвовал в швед. кампании. С 1793 по 1797 плавал на кораблях англ.
флота (в Сев. Америку, Вест-Индию, Индию, Юж. Африку). По возвращении в
Россию принял активное участие в снаряжении первой рус. кругосветной
экспедиции на кораблях "Надежда" и "Нева"; был назначен командиром
"Невы"; командиром "Надежды" и начальником экспедиции был И. Ф.
Крузенштерн (см.). В авг. 1803 корабли покинули Кронштадт и до
Гавайских о-вов следовали одним путем. Далее "Надежда" направилась на
Камчатку, а "Нева" — к Аляске, к-рой достигла в июле 1804. Л. пробыл
свыше года в рус. владениях в Америке, деятельно способствовал их
укреплению. На обратном пути корабли встретились в Кантоне и вместе
достигли Юж. Африки, затем вновь разлучились. Переход от Кантона до
Портсмута Л. впервые в истории мореплавания проделал безостановочно. В
августе 1806 экспедиция вернулась в Кронштадт. Она установила новый
путь к рус. владениям на Камчатке и Аляске, обследовала обширные
малоизвестные районы Тихого ок., произвела наблюдения над морскими
течениями, температурой, соленостью и плотностью воды, собрала обширный
этнографич. материал, сохранивший значение до настоящего времени,
составила гидрографич. характеристики и навигац. карты пройденных мест.
После окончания экспедиции Л. продолжал службу в Балтийском флоте; в
1809 вышел в отставку в чине капитана 1-го ранга. В честь Л. названы:
остров, открытый им в сев.-зап. части архипелага Гавайских о-вов,
полуостров на сев. побережье Охотского м. и гора на о-ве Сахалин. Соч.:
Путешествие вокруг света на корабле "Нева" в 1803—1806 годах, М., 1947.
Лит.: Невский В. В., Первое путешествие россиян вокруг света, М., 1951;
Лупач В. С., И. Ф. Крузенштерн и Ю. Ф. Лисянский, М., 1953; Шведе Е.
Е., К 150-летию первой русской кругосветной экспедиции Крузенштерна и
Лисянского, "Известия Акад. наук СССР. Серия географическая", 1953, №
6.
http://www.biografija.ru/show_bio.aspx?id=77821