История Ситки неразрывно связана с историей Русской Америки, и тлинкиты киксади вот уже более 200 лет не мыслят своей истории и устного творчества без русских. Первая встреча русских с одним из племен тлинкитов произошла на материке в районе Якутата. И была далеко не мирной. По обычаю, тлинкиты напали на одно из племен, союзных Росии, в это время вблизи находились русские промышленные. Эта стычка была чисто случайной и потом наладились вполне мирные отношения с якутатскими тлинкитами.
Тлинкиты в чреде племен Аляски стоят особняком. Ко времени контактов с русскими у них уже в обычае было рабство, они контролировали прктически всю торговлю с англичанами и французами и отличались необыкновенной военной организованностью и воинственность. Они обладали наиболее совершенным вооружением, имели даже некое подобие доспехов из пластин кедра, которые защищали не только от стрел и копий, но и от современного огнестрельного оружия. Физически это очень крепкие, высокие люди, с широким и мощным скелетом, много крупнее алеутов. В своем воинском облаченииони производят устрашающее впечатление. Одно из племен тлинкитов - киксади, занимает остров Ситка. Этот остров превосходно расположен, гавань удобна для стоянки крупных судов, залив практически не имеет волн из-за особенностей береговой линии. Со времени первого знакомства, стычек с тлинктиами не было и, обдумав положение Ситки и перспективы организации фактории на ее берегу в 1799 году Александр Баранов прибыл на остров. Не исключено, что он был знаком или имел какие-то отношения торговые с вождем племени Скаутлельтом. Поскольку тот крестился и принял в крещение имя Михаил, а его крестным отцом был Баранов. Воин тлинктит |
Усиление русских в этом регионе крайне не нравилось бостонским купцам, конкурировавшим с русскими в скупке и торговле мехами в этом регионе. Зимой 1801-2 годов одно из судов компании Гудзонова залива зазимовало с селении тлинкитов, выгрузив им большую партию оружия и подговаривая вытеснить русских с острова. Российско-Американская компания запрещала продавать аборигенам спиртное и огнестрельное оружие. Не один год прожив в Сибири на Байкале. Имея торговлю в Анадыре и общаясь с местными жителями Александр Андреевич прекрасно представля последствия распространения алкоголя и ружей среди алеутов и индейцев. Компания же Гудзонова залива с дорогой душой снабжала и тем и этим индейцев, одновременно сбывая и одеяла, зараженные корью и оспой.
Итак, к весне 1802 года сложился альянс нескольких племен тлинкитов, основной массой которых были киксади, поддержанные береговыми тлинкитами. В конце лета 1802 года форт Архистратига Михаила был разрушен, жители перебиты и взяты в плен. В сражении участовали тлинкиты Ситки, Ангуна, Клуквана, Каке, Хуунана, залива Аук. С тех пор на этом месте никто не селился. Предводительстовал в этой битве племянник Скаутлельта - молодой военный вождь Катлеан. Душой компании был шаман племени - Стуунуукв.
Через 2 года, подготовившись Александр Баранов отправился потолковать о Скаутлельтом. Шаман был далеко не глуп, он понимал, что рано или поздно русские спросят почему был нарушен договор и убиты мирные жители форта. Тлинкиты бросили свою деревню и перенесли поселение дальше, к Каасдахен - Индейской реке. Там был выстроен форт Молодых деревьев, хорошо укрепленный. Когд апрошел слух, что приближается Баранов в сопровождении флотилии байдарок алеутов, киксали ждали, что к ним присоединятся те же племена, что и участвоали в 1802 году, но никто не пришел поддержать их. Киксади решили сражаться в одиночку.
По счастью, в это же время подошел корабль Нева, участник первого кругосветного плавания. Капитан корабля Лисянский, с готовностью поддержал Баранова и встал на рейде Ситки.
После нескольких попыток мирных переговоров с киксади, которые блокировались шаманом, началось некое подобие военных действий. В первом же сражении Баранов был ранен в руку навылет. После того, как при попытке доставить порох и боеприпасы с близлежащего острова взорвалось каноэ киксади они запаниковали. Баранов вновь предложил киксади мир. Утром они должны были сложить оружие. Однако в ночь все племя, ушло в горы. Вполне понятно, что киксади руководствовались двумя соображениями. 1. В подобных условиях тлинкиты не пощадили бы никого из побежденных
2. Уйдя в горы, они морально ощущали что они не побеждены, они не сложили оружие и битва для них не проиграна.
Во время этого "Марша выживания", ка кони его называют, погибло много женщин, детей и стариков.
Баранов занял главную возвышенность на берегу и уже там организовалось поселение, ставшее на многие годы столицей Русской Америки -Ново-Архангельск, сейчас Ситка.
Многократно он отправлял послов к киксади с предложениями мира, однако, по их же собственным преданиям, желание Скаутлельта и Катлеана примириться отвергал шаман Стуунукв. А делал он это напрасно... Постепенно тлинкиты возвращались в район своей деревни, но совершенно безопасной жизнь русских назвать было нельзя. Со Скаутлельтом и Катлеаном Баранов договорился снова миром и состоялся обмен дарами, но , фактически, для тлинкитов не были завершены военные действия и не было окончательного примирения из-за сопротивления шамана племени.
В 1904 году был проведен потлач памяти битвы и марша выживания.
Вновь
старейшины и члены племени вспоминали события столетней давности.
Переживали все этапы сражения и последующего бегства. Перечисляли своих
врагов и павших воинов. Все эти чувства они сохраняли и культивировали
в себе, в своих рассказах и преданиях. Насмешливое и негативное
отношение к русским, Наследию Русской Америки считалось хорошим тоном.
Памятник Александру Андреевичу, установленный в Ситке на деньги местных
жителей, многократно осквернялся, заливался краской. В 1939 году на центральной площади Ситки, напротив Дома Пионеров, был установлен тотемный столб. Верх столба венчает фигура Баранова.Береговые индейцы - Хайда, самой верхней фигурой непременно делают мифическую громовую птицу. Сейчас уже не известно, кто делал проект или дал идею этого столба, но, по сведениям историков, он был вырезан в программе помощи безработным и финансирован |
правительством.
Еще 4 года назад этот тотемный столб вызывал усмешки и хихиканье.
Фигура Баранова вырезана голой. Неизвестно кто и почему это сделал, на
фигуре намечены воротник и манжеты сюртука. Теперь этот тотемный стал вызывать у киксади чувство стыда и желание исправить положение. Они сейчас называют это столбом "позора" и возмущены тем, что фигура уважаемого человека находится в таком унизительном виде. Старейшина-рассказчик племени ситкинских тлинкитов Боб Сэм, говорит, что большинство теперь хотели бы видеть, что Баранов получил свою одежду обратно. |
Тотем был заказан Лесной службы США в 135 летие после битвы, которая привела к мирным переговорам. На нем вырезаны Баранов, Катлиан - K'alyaan, русский медведь, двуглавый орел и клановые символы - лягушка и ворон. Но Столб вырезали не на Ситке, а во Врангеле, береговые индейцы, которых киксади считают своими врагами. Эти места исторически были враждебны киксади и являлись береговой базой Компании Гудзонова залива.
Уже в 1942 году Эндрю П. Хоуп, один из старейшин киксади отправил правительству письмо с требованием заменить тотемный столб, так как он "не отражает истинную историю заключения мирного договора".
Боб Сэм настаивает на замене тотемного столба, который будет включен в мемориал тлинкитов, посвященный битве 1804 года и последующему договору примрения.
Но все это стало возможным только после того, как в 2004 году был проведен очередной потлач. Уже посвященный примирению тлинкитов с русскими. К примирению тлинкитов подвиг не альтруизм. 20 век был крайне сложен для киксади. В большой степени матери племени видели причину неудач и затруднений в непримиримой вражде к русским, живущей в сердцах тлинкитов киксади. Через 200 лет на церемонии, посвященной памяти и примирению тлинктиы наконец освободили свою память и сердца от злобы и ненависти.
И начало этому было положено именно 6-7 октября 2004 года.