Четверг, 12.12.2024, 13:34Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Наш опрос

Оцените мой сайт
Всего ответов: 2

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Атапаски Аляски

Родное племя Анны - индейцы танаина жило в субарктической зоне. Для 6ольшей части их территории характерна продолжительная холодная зима, переходящая в короткое лето, чередующееся с туманами и дождями. Районам, расположенным южнее Аляскинского  хребта свойственно обилие осадков. Сменяющиеся пояса, в основном хвойных лесов и безлесной тундры, множество рек и озер. Фауна - разнообразна: олени карибу, лоси, горные бараны, черные и бурые медведи, лисы, росомахи, дикобразы, много птиц, а в реках рыба. Для индейцев, обитавших ближе к морскому берегу рыболовство и охота  были одинаково важны. Индейцы танаина -  единственная группа, располагавшаяся на морском побережье, и им был доступен морской зверобойный промысел, и они им успешно занимались. Единственным источником растительной пищи было собирательство. На удачной охоте на оленей карибу было основано существование народа. Эти животные обеспечивали не только пищей, но и давали материал для одежды, жилья, лодок, лыж, ремней, ловушек и так далее. Для охоты на крупного зверя, часто использовали собак. На медведей охотились круглый год, в охоте на них принимали участие даже женщины.

В период летней рыболовной страды, селения индейцев пустели. Всей семьей они перебирались к местам рыбалок, где строили временные шалаши для жилья и навесы для сушки рыбы. Но они были плохими мореплавателями и не умели охотиться на китов. Мясо китов,  которое считалось очень вкусным, выменивалось у соседних племен. К началу 18 века атапаски, в  основном,  приобщаются к охоте на пушного зверя, вытесняя охоту ради мяса. Организация РАК способствовала оживлению и расширению торгово-обменных связей. Товары русских купцов, пройдя сложный путь, достигали индейских селений. Торговля основывалась, в основном, на обмене. Атапаски скупали шкуры в племенах, удаленных от моря и продавали их купцам. Всю домашнюю утварь атапаски изготовляли из дерева, бересты и рогов горного барана. Как все индианки Америки, женщины владели искусством плетения. Одежда атапасков сходна с одеждой сибирских народов, тунгусов, чукчей, коряков и ненцев. 

Атапаски вели кочевой образ жизни.  Временные поселки состояли из нескольких домов с  населением от 15-150 человек.  Селились преимущественно у рек. Жилища зависели от сезона зимние или летние. Рыболовные летние лагеря состояли из двух-трех семей, которые вместе работали и жили  в одном доме. Наиболее распространенное жилище, полуподземный бревенчатый дом, крытый мхом и дерном (заимствование из культуры эскимосских племен). Окном служило отверстие над очагом, расположенное в центре. Когда  очаг был потушен, отверстие затягивалось куском пленки сшитой из оленьих  или лосиных кишок. Входили в жилище  через вырытый коридор (туннель). Дом был врыт в землю на 60-90 см и перекрыт длинными шестами, а потом слоем мха и дерна. У входа, обращенного к реке, вешали шкуру. Пол покрывали еловыми ветками и сверху шкурами оленей или медведей. Около очага лежала груда камней, служащая для обогрева помещения. Размер такого помещения составлял примерно 18x6 м. Мебелью служили нары, располагающиеся вдоль стен. Один дом обычно  занимали две семьи. У входа располагался глава семьи, потом его жены и малые дети, то же расположение было у другой семьи. А у стены напротив входа: старики и неженатые взрослые дети.  Были и круглые зимние жилищ. Каркас образовывался  длинными бревнами, нижние концы которых втыкали в снег, а верхние концы почти сходились вместе, оставляя отверстие для дыма. Сверху надевалась покрышка, сшитая из шкур. В общем, это был обширный высокий сарай из бревен с очагом посредине,  разделенный на несколько отсеков, по количеству родных семей. С двух сторон таких домов, устраивались бани. Это было долговременное жилище. К  жилой части, кроме бани пристраивались хозяйственные постройки: коптильни и помещения для хранения пищевых запасов. Летнее жилище как правило, представляло из себя коническую палатку из шкур, или делали постройку из мха или еловой коры, напоминающую зимний дом. Для  проведения собраний, празднеств и религиозных церемоний, сооружались специальные  общественные дома  КАЖИМЫ. От обычных они отличались размерами. КАЖИМ мог вместить несколько сотен человек. В центре был очаг, обложенный вокруг камнями. Ежедневно у этого очага устраивалась паровая баня для мужчин. Они там же должны были ночевать, но, как правило, ретировались к своим дражайшим половинам. Хранение пищевых запасов предусматривалось в подземных и воздушных хранилищах. Подземные -  использовались для рыбы. Это были ямы площадью 1,5хО,6 м. Воздущные - устраивались на платформах, возвышавшихся над землей примерно на 2метра. Эта был небольшой домик с плоской крышей. Количество продовольственных складов обычно превышало  количество домов в селении. Склады также располагались в местах промыслов, а также за много километров от жилья.  Установление регулярных  контактов с европейцами, постепенно меняли вековые устои индейцев.  Они         постепенно меняли палатки на дома из бревен вблизи выросших промышленных предприятий и культурных центров.

В основе социальной организации атапасков лежал материнский род. Следы

родового устройства сохранялись и в течение прошлого века. Это проявлялось в семейно-брачных отношениях. Брачный союз был прост. Приметив девушку, юноша приходит в дом ее родителей, топит баню, таскает воду, добывает пищу,  пока его не спросят: «Кто он такой и что так трудится?»  Он говорит. Они объявляют свое решение, если  оно положительно, он целый год трудиться работником. По окончании срока, продемонстрировав свои охотничьи способности, мог считать невесту законной женой. Дети причислялись к роду матери. Не отец, а брат матери был ответственным за воспитание и обучение охотничьим промыслам. Мальчики поселялись в доме дяди,  пока не становились взрослыми охотниками. Они могли пользоваться охотничьими угодьями дяди и считались его ближайшими наследниками. Разводы совершались  без затруднений, пе желанию любого из супругов. В этом случае все имущество возвращалось.

Положение женщины в семье было независимым. Это основывалось на ее важной роли в хозяйстве. Она занималась не только хозяйством и воспитанием дет­ей, но и охотой, собирательством растительной пищи, починкой одежды и так далее. Связи между охотничьими коллективами определялись брачными союзами и кровным родством. Это было связано необходимостью группового участия в некоторых промыслах. А во время активных промысловых сезонов  (миграция карибу, весенний ход лосося) вместе объединялись несколько таких групп - по сути, это была территориальная соседская община. Руководство группой, большой или маленькой осуществлялось наиболее уважаемым ее членом - вождем. В случае военных походов выбирался другой вождь, так как к его личности предъявлялись уже другие требования. Передача власти по наследству, как правило, не производилась. Но спустя некоторое время,  роль в выборе вождя стали играть его богатство  (количество звериных шкур). Необходимым и главным требованием к вождю была щедрость. Щедрость проявлялась при устройстве празднества ПОТЛАЧ. Для устройства потлача поводы были разные: постройка дома, похороны, вступление вождя в должность, совершеннолетие - и так далее. Угощение и подарки предназначались только для гостей. На потлачах решались права на промысловые и рыболовные угодья, завязывались брачные связи. Среди всех потлачей самым массовым был поминальный. Он оканчивался одариванием гостей. Дарилось, все, что хозяин накопил в жизни.        

Copyright MyCorp © 2024 | Сделать бесплатный сайт с uCoz