(Часовня Флора и Лавра (время постройки начало XIX века)
Друг Блога Толкователя Светлана Кондратьева совершила экспедицию в
Каргополь и соседнюю с ним деревню Кучепалду. Шедевры старого зодчества –
вот что только осталось в этой умирающей местности. Даже озёра уходят
отсюда.
+++
«Около 1000 км пройденного пути и мы на месте. Ну что ж, прошлой
осенью русский север встретил нас солнцем и голубым небом, а в этот раз
нас ждала дождливая осень.
Проезжая по федеральной трассе Р1, куда не боятся соваться только
отчаянные джипперы и лесовозы, мы повстречали самого настоящего глухаря,
который удивленно посмотрел на одиноких путников и устремился в самую
чащу елей и … тетерева:
Конечно же вблизи Москвы таких птиц никогда не встретишь. Целью
поездки было посещение г. Каргополь, деревянных церквей и когда-то жилой
деревни с таинственным и таким странным названием – Кучепалда.
И понимаешь, насколько могут коверкаться со временем слова, воспринимая слово «погост», как кладбище, к примеру.
А ведь это далеко не так, и это слово первоначально означало
постоялый двор, на котором временно останавливались князь и духовные
лица, а также купцы (гости). Происходит от древне-русского слова
«погостити» — побывать в гостях.
На фотографии, представленной ниже, изображён храмовый комплекс в д.
Кречетово (Погост). Справа церковь Троицы Живоначальной (год постройки:
между 1833 и 1867 гг.) Слева-церковь Александра Ошевенского (1800 г.)
Проезжая множество деревень, с тоской в душе пришлось заключить, что в
скором будущем наши дети будут узнавать что-то о русской деревне только
посредством фотографий и информации в интернете.
Рушатся церкви, доживают свой век старики, отпуская молодежь в
города. И будто с надеждой когда-то сюда вернуться, бережно
заколачиваются досками оконца изб и пустеют улочки нашей истории.
На фото – Троицкая Ухотская церковь 1797 г., в с. Ухта (Погост):
Ухта (Попадьино). Церковь Покрова Пресвятой Богородицы:
Архангельская область занимает первое место в России по количеству и
значимости памятников деревянного зодчества и венчает десятку российских
регионов, знаменитых своим культурным наследием.
Деревянное зодчество занимает исключительное положение в русской
архитектуре. Север богат деревом, которое и давало возможность возводить
прекрасные по своим художественным качествам сооружения. Для
строительства в основном служили хвойные породы: сосна и ель, а также
вяз, осина и реже лиственница и дуб:
Особое внимание следует обратить на старинные мосты, которые служат переправой и поныне.
На фото можно увидеть выступающие массивные «ледорубы», обшитые
полосками металла. Деревянные сваи моста внутри забивались камнями, что
позволяло мосту служить долгое время и выдерживать вес проезжающих машин
и людей. К слову, по многим деревянным мостам и по сей день проезжают
лесовозы и прочая мощная техника:
Церковь Илии Пророка:
Часовня Илии Пророка в Слободе (Большая Кондратовская), год постройки приблизительно 1800 гг.:
Вспоминая походы на сенокосы и последующие сборы сена с бабушкой,
диву даёшься, сколько человек придумал способов сушки и хранения корма
для скота. На севере ставят высокий шест, на который «накидывают» сено.
Также можно встретить сооружения с несколькими такими шестами в ряд:
Часовня Воздвижения Креста Господня в Слободе (Сидоровская), год постройки приблизительно 1800:
Когда пытаешься представить русскую избу, в голову сразу приходит
образ невысокого домика с маленькими оконцами. Именно так получалось
долгое время сохранять тепло внутри сооружений. Однако, дома на русском
севере далеко не такие маленькие, а скорее наоборот, поражают глаз
своими размерами. А еще одна из характерных особенностей домов – это
прирубленные к основному жилищу хозяйственные постройки, позволяющие не
выходить жильцам на улицу, ведь русский север славится своими морозами:
Заедем в древний г.Каргополь – тихий старинный городок, расположенный
в юго-западном углу Архангельской области вблизи её границы с
Вологодской областью и Карелией на реке Онеге.
Первое упоминание о Каргополе относится к 1380 году: именно в
Никоновской летописи имеется упоминание о том, что каргопольский князь
Глеб привёл свою дружину под знамена великого московского князя Дмитрия
Донского и участвовал в Куликовской битве.
Сам город Каргополь (в старинных актах Карго поле) упоминается в 1447
году, когда здесь нашёл убежище Дмитрий Юрьевич Шемяка, спасаясь от
преследований великого князя Василия Тёмного. Нет сомнения, что
Каргополь основан гораздо ранее конца XIV века: берега реки Онеги,
одного из путей в Поморье, были заняты новгородскими колонистами уже в
12 веке, а в середине 14 века появились монастыри в Каргопольском крае:
Город очень милый, уютный, провинциальный, с приятным запахом дымка,
витающим в воздухе по утрам и вечерам от сгорающих березовых дровишек,
которыми топятся почти все дома города.
Гуляя по городу следует обратить внимание на некоторые мощеные
улочки, на многообразие деревянных построек, коих сохранилось в городе
большое количество:
В каждом дворе можно увидеть запасенные на зиму дрова:
И жизнь тут течет размеренно, никто никуда не бежит, не спешит. Нет
суеты и злобы на лицах прохожих. И попадая в такие места после таких
крупных мегаполисов как Москва, понимаешь, как надо правильно жить:
Пройдём к самому сердцу города – на Соборную площадь, где нас встретит Соборная колокольня:
Церковь Иоанна Предтечи (1751 г.):
За символическую плату можно подняться на крышу колокольни и полюбоваться видами города:
Христорождественский собор (1552—1562 гг.) Уже несколько лет собор
стоит «наряженный» в строительные леса, так как деньги, выделенные на
реставрацию, по печальной традиции куда-то испарились:
Слева Благовещенская церковь (1692 г.), справа Никольская церковь (1741 г.):
Церковь Рождества Богородицы (1690 г.):
Тротуары в городе выложены деревянными досками. Многие не поймут, но ходить по таким «дорожкам» – самое настоящее удовольствие:
Гулять по городу можно часами, а нам нужно торопиться в старое с.
Саунино, куда нам пришлось заезжать несколько раз в поисках хорошей
погоды, но, к сожалению, так и не посчастливилось увидеть этот
бесподобный ансамбль на фоне голубого неба.
Саунино – село в 5 км севернее Каргополя, в котором сохранились
деревянная шатровая церковь Иоанна Златоуста (1665 г.) и стоящая рядом
колокольня. Принадлежат Каргопольскому музею-заповеднику, время
постройки установить не удалось:
Вскоре мы подъехали к комплексу Лядины, который расположен в с. Гавриловская.
Первое упоминание о селе Гавриловская относится к XVI в. Название Лядины обозначает «поросшее лесом поле»:
Ансамбль в селе Лядины сложился как миниум за сто лет до постройки
существующей шатровой Покровско-Власьевской церкви в 1761 году. Эта
церковь имеет традиционные на русском севере формы: восьмерик на
четверике, завершаясь шатровой крышей. Церковь двухэтажная: нижний этаж –
теплый, верхний – летний. Девятиглавая красавица-церковь Богоявления
построена в конце XVIII века, возможно в 1793 году. Как и
Покровско-Власьевская церковь, имеет форму восьмерик на четверике,
завершаясь традиционным русским пятиглавием. Еще четыре главки
расположены по углам четверика. Колокольня также принадлежит к постройке
конца 18 века:
Далее наш путь лежал в нежилую деревню Красная Ляга, от которой
осталась одна лишь красавица-церквушечка. А вот и она вырисовалась на
горизонте:
Других построек в деревне не сохранилось и только стройная шатровая
церковь возвышается над полями, как бы упрекая нас за то, что не смогли
сберечь русскую старину. Сретено-Михайловская церковь построена в 1655
году:
Небеса:
Иконостас:
Здесь нет людей. Брошенные дома, хозяйственные постройки, поросшие
бурьяном огороды. Если присмотреться, на фотографии чуть ниже можно
разглядеть огромное поле, позади которого стоят домики деревни. Именно
это поле и было когда-то большим озером карстового происхождения:
Когда-то в центре деревни было небольшое озеро, почти круглой формы. В
отличие от других деревень, все дома в Кучепалде смотрели на озеро.
Единственная деревенская улочка огибала озеро:
Хозяева, уезжая, заколачивали окна в надежде когда-нибудь сюда вернуться. Не судьба:
Баньки на берегу бывшего озера всё ещё стоят, вот только озера больше
нет. Говорят, оно ушло под землю в одночасье. Встали утром люди, а
озера нет. История та же, что и в Красной Ляге – там тоже когда-то было
озеро:
Люди стали уезжать из Кучепалды. Несколько лет назад отключили
электроснабжение. Иногда сюда еще приезжают хозяева некоторых домов. Но
все реже и реже:
Если присмотреться к окнам, можно увидеть, что стекла совсем не такие, как сейчас. Они… «слюдяные»:
Уезжая из деревни и бросая последний взгляд на пустующие жилища, в голову пришла мысль – наверное, люди были счастливы здесь:
Проезжая обратно, снова поприветствуем одинокую церквушку, возвышающуюся над зарастающим полем…
К слову, невозможно не смотреть на неё. Даже если встанешь к ней
спиной, то обязательно захочется сразу обернуться. Она так и не хочет
отпускать смотрящего на нее. Притягательная, трогательная, печальная.
Невозможно забыть её образ:
Выезжая из группы деревенек, можно остановиться и полюбоваться ещё
одним памятником древнего зодчества в д. Шелоховская. На первом плане –
церковь Михаила Архангела, за ней – Сретенская церковь:
А далее мы посетим еще одну одинокую:
Часовня Михаила Архангела в с. Грихневская (год постройки: между 1800 и 1850 гг.):
Когда выезжаешь из деревни, по левой стороне в траве можно увидеть огромные валуны, будто уложенные чьей-то заботливой рукой:
Подойдя поближе, перед нашим взором открывается самая настоящая сказка, созданная из мха:
Святое озеро:
На мостике у Святого озера покачивается на воде вот такая самодельная лодка:
Обязательно поклонимся лику Александра Ошевенского на иконке и поклонным крестам:
Тишина царит в этом месте, порой давящая, но в то же время дарящая душевный покой:
По пути к Ошевенскому монастырю проезжаем село со странным названием
Река (Наволочный). Дорога ведет через речку Чурьегу по старинному мосту
на «быках» – больших, сложенных из бревен, кубических опорах.
На самом берегу Чурьеги возвышается церковь Георгия Победоносца
(местные ее называют Егорьевская). История появления здесь храма
старожилы рассказывают так. В древности водились в здешних местах
разбойники, которые повадились грабить деревни. Однажды, устроив грабеж
Реки, разбойники расположились недалеко в лесу на ночевку. В ту же ночь
шел по лесу местный крестьянин, увидел спящего разбойника с награбленным
добром и решил убить его и отрубил ему голову. Но не заметил он второго
разбойника, спавшего рядом. Тот вскочил и погнался за ним. Крестьянин,
убегая, молил Бога: «Спаси меня, Боже! Если выживу, построю в своей
деревне церковь!» Он спасся, и церковь на берегу Чурьеги вскоре была
построена. Назвали ее в честь Георгия Победоносца:
А далее я первый раз в жизни столкнулась со странным явлением. До
монастыря оставалось километра 2 и на горизонте уже легко можно было
различить башенку Храма, но чем ближе мы подъезжали к монастырю, тем
дальше он от нас отдалялся. Умели и знали, где и как надо строить дома
Божьи…
Самым почитаемым святым в Каргпольских окресностях и на сегодняшний
день является преподобный Александр Ошевенский, основавший в середине 15
в. монастырь в 42 верстах от Каргополя на левом берегу реки Чурьеги.
В настоящее время Александро-Ошевенский монастырь представляет собой
весьма печальное зрелище. За обветшалой каменной монастырской стеной,
имеющей форму почти ровного квадрата, мы можем увидеть развалины
двухэтажной Успенской церкви (1707 г.), примыкающей к ней с западной
стороны колокольни и некоторых других построек 18-19 вв.:
Монастырю отчаянно нужна помощь, и в настоящее время он
восстанавливается только силами верующих, которые бросая блага земные,
приезжают в эти удаленные от цивилизации земли и посвящают свою жизнь
обители.
Ошевенское сельское поселение – муниципальное образование в
Каргопольском районе Архангельской области. Оно представляет собой
группу деревень, наиболее крупными и известными из которых являются
Ширяиха, Халуй, Гарь, Низ, Погост.
В деревне Погост расположен Богоявленский деревянный храмовый
комплекс 1787 г. – один из ярких памятников русского северного
деревянного зодчества. Хорошо сохранился огромный деревянный храм
Богоявления с расписными небесами и громадным деревянным иконостасом, а
также отдельно стоящая колокольня. Церковь на мощном восьмерике с
выразительным шатром:
И снова деревеньки:
В деревне Большой Халуй расположена часовня Илии Пророка (год постройки: между 1701 и 1800г.):
Но всё хорошее рано или поздно заканчивается и впереди нас ждал
долгий путь домой. Переночевав при температуре +3 градуса в теплых
спальниках на берегу живописной реки Вага, направились в сторону дома:
Многие удивляются, отчего я оставляю мысли посвятить свой отпуск
теплому морю и пальмам, почему я вновь еду в земли северные. Живя в
такой огромной, многоликой, интересной и живописной стране, как Россия
просто грех не пытаться познакомиться с ней ближе.
Русский север до сих пор сохранил нотки доброты. Там до сих пор
строят дома без фундаментов и закладывают между рамами окон мох. До сих
пор уходя из дома, подпирают палками дверь, чтобы проходящему мимо
человеку было видно – хозяев дома нет. Уже даже в таких мелочах можно
почувствовать разницу…
Источник: http://ttolk.ru/?p=13950 |